Законодательство
Ямало-Ненецкий АО

Ямало-Ненецкий АО

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК
ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 26 октября 2012 г. № 484-Д

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
НАЛОГОВОЙ И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОД НОЯБРЬСК НА 2013 - 2015 ГОДЫ

В соответствии со статьями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 6 раздела 3 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Ноябрьск, утвержденного решением Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 30.03.2012 № 409-Д, в целях разработки проекта бюджета муниципального образования город Ноябрьск на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, руководствуясь Уставом муниципального образования город Ноябрьск, Городская Дума решила:
1. Утвердить основные направления налоговой и бюджетной политики муниципального образования город Ноябрьск на 2013 - 2015 годы согласно приложению к настоящему решению.
2. Настоящее решение опубликовать в городской общественно-политической газете "Северная вахта".
3. Контроль исполнения настоящего решения возложить на постоянно действующую депутатскую комиссию по бюджету, местным налогам и финансам.

Заместитель председателя
Городской Думы
А.В.КОЛОМИЕЦ





Приложение
к решению Городской Думы
от 26.10.2012 № 484-Д

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
НАЛОГОВОЙ И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОД НОЯБРЬСК НА 2013 - 2015 ГОДЫ

Статья 1. Общие положения

Основные направления налоговой и бюджетной политики муниципального образования город Ноябрьск (далее - муниципальное образование, город) на 2013 - 2015 годы подготовлены на основании статей 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 7 статьи 7 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Ноябрьск, утвержденного решением Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 30.03.2012 № 409-Д.
Разработка основных направлений налоговой и бюджетной политики муниципального образования осуществлена на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах", постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.09.2012 № 739-П "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013 - 2015 годы".
Налоговая и бюджетная политика муниципального образования осуществляются с учетом проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы.

Статья 2. Итоги бюджетной политики в 2011 году
и в начале 2012 года

Основными задачами, стоящими перед Администрацией города Ноябрьска (далее - Администрация города) при реализации бюджетной политики в 2011 - 2012 годах, являлись эффективное распределение финансовых ресурсов, выполнение в полном объеме всех принятых социальных обязательств, улучшение качества жизни граждан, рост доходов населения, положительная динамика развития реального сектора экономики.
Стоящие перед Администрацией города задачи в 2011 - 2012 годах успешно реализованы, о чем свидетельствуют итоги исполнения бюджета муниципального образования.
По итогам 2011 года и в начале 2012 года отмечается рост налоговых и неналоговых поступлений в бюджет муниципального образования (далее - местный бюджет, бюджет муниципального образования). Так, за 2011 год рост составил 7,5% по сравнению с 2010 годом, за 1 полугодие 2012 года к аналогичному периоду прошлого года объем поступлений налоговых и неналоговых доходов снизился на 20%.
Снижение в 2012 году произошло за счет:
- уменьшения с 1 января 2012 года норматива отчислений в местный бюджет с 50% до 40% по налогу на доходы физических лиц;
- передачи из местного бюджета в федеральный бюджет государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств;
- передачи из местного бюджета в окружной бюджет денежных взысканий (штрафов), налагаемых за административные правонарушения в области дорожного движения;
- доходов от оказания платных услуг муниципальных учреждений, в связи с внесением изменений в Федеральное законодательство (Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений").
Из налоговых доходов вот уже на протяжении ряда лет наиболее объемным остается налог на доходы физических лет. Его доля в объеме налоговых и неналоговых поступлений в 2011 году составила 60%, за 1 полугодие текущего года - 63%.



Наличие и соблюдение этих правил позволит в рамках среднесрочной перспективы создать прозрачный порядок формирования объемов бюджетных обязательств, определить механизмы для осуществления бюджетного маневра, ограничить необоснованный рост бюджетных расходов.
2) Переход на формирование программного бюджета в качестве инструмента эффективного муниципального управления, направленного на достижение общественно значимых результатов, повышение ответственности заказчиков программ за выполнение показателей, за экономическую и бюджетную эффективность.
Основная часть бюджетных расходов социально ориентирована, и эта тенденция будет сохраняться в дальнейшем. При этом начатая бюджетная реформа, направленная на переход от финансирования сложившейся годами системы бюджетных расходов к оценке эффективности затрат, в увязке с достижением поставленных конечных целей будет продолжена и внедрена окончательно.
Действующая система, когда итоги исполнения бюджета и анализ социально-экономического эффекта от достигнутых результатов не взаимоувязаны и существуют по отдельности друг от друга, должна в ближайшей перспективе отойти, так как такой подход не дает достоверной информации о целесообразности потраченных средств и не приводит к стимулированию работы главных распорядителей бюджетных средств.
Бюджетные средства необходимо использовать строго с планом преобразования экономики, потраченные средства должны стимулировать развитие, менять качество экономики и качество жизни населения. При этом общество должно быть информировано, на какие цели потрачены бюджетные средства и какую отдачу они принесут для населения.
Важной задачей является обеспечение четкой взаимосвязи между стратегическими целями и непосредственной деятельностью субъектов бюджетного планирования, проведение оценки эффективности бюджетных расходов с целью своевременного принятия соответствующих управленческих решений.
В этой связи наиболее эффективным инструментом будет запланированная федеральным центром на 2014 год реформа по переходу к формированию и исполнению бюджета на основе государственных программ.
Администрацией города планируется в 2013 году подготовить всю необходимую нормативную базу, а также внедрить отдельные элементы программного бюджета, начиная с бюджета на 2014 год, а именно сформировать аналитическое представление программного бюджета. Муниципальные программы должны стать основным инструментом стратегического управления и обеспечить концентрацию использования бюджетных средств на наиболее важных направлениях социально-экономического развития города и региона в целом.
Реализация муниципальных программ должна быть увязана как с целевыми показателями, так и с предусмотренными бюджетными ассигнованиями, необходимо установить ограничения по верхнему пределу расходов бюджета на реализацию муниципальных программ в среднесрочном периоде. Заказчики при разработке программ должны следовать принципу постановки целей в зависимости от имеющихся ресурсов.
Для реализации поставленной задачи заказчики программ должны в первой половине 2013 года подготовить и внести на утверждение в Администрацию города проекты муниципальных программ по соответствующим направлениям.
3) Повышение уровня заработной платы работников бюджетной сферы.
Повышение эффективности бюджетных средств, проведение мероприятий, направленных на оптимизацию бюджетных расходов, взвешенный подход к формированию принимаемых расходных обязательств позволит реализовать планы по увеличению уровня оплаты труда работников бюджетной сферы, прежде всего, работникам образования и культуры.
В этом направлении бюджетная политика будет направлена на совершенствование кадрового потенциала путем изменения системы оплаты труда в бюджетном секторе экономики. Данные изменения будут носить поэтапный характер, при этом одновременно с ростом заработной платы необходимо существенно улучшить качество предоставляемых услуг, которое на сегодня не всегда отвечает современным требованиям населения.
Администрацией города будет принят план последовательных действий, направленных на повышение уровня оплаты труда в зависимости от категорий работников в соответствующих отраслях бюджетной сферы.
На начальном этапе в очередном финансовом году будет проведена плановая индексация бюджетных расходов на оплату труда. Одновременно с этим будут разработаны и впоследствии внедрены системы и механизмы повышения уровня заработной платы путем перехода к "эффективному контракту".
Данную задачу предстоит решить в самое ближайшее время. Работа по предоставлению муниципальных услуг должна быть более качественной. Стимулом для улучшения качества услуг будет служить повышение платы за проделанную работу. Предоставление более качественных услуг подразумевает и более высокую оплату труда, то есть повышение уровня заработной платы работников бюджетной сферы будет решаться не путем повышения заработной платы на общий индекс роста, а путем оценки качества оказания бюджетных услуг. Внедрение системы "эффективного контракта" позволит тем самым решить задачу по исключению уравнительного принципа распределения бюджетных средств.
4) Совершенствование системы социальной поддержки населения.
Приоритетом бюджетной политики останется улучшение условий и качества жизни населения. В этой связи направленность бюджетной политики муниципального образования не изменилась, по-прежнему основную долю расходов местного бюджета будут составлять социально значимые расходы.
При этом следует признать, что действующая система социальных выплат не всегда отвечает сущности поставленных целей. Необходимо выстраивать социальную политику таким образом, чтобы снизить уровень социального иждивенчества. Исходя из этого, в очередном финансовом году и плановом периоде необходимо провести следующие мероприятия:
- осуществить инвентаризацию и оптимизацию публичных и социально-обусловленных расходов бюджета;
- меры социальной поддержки отдельных категорий граждан должны осуществляться исходя из принципа адресности и нуждаемости.
Планируемые мероприятия не повлияют на уровень социальной помощи нуждающимся гражданам. В 2013 году все публичные обязательства муниципального образования будут проиндексированы, а в плановом периоде предполагается переход на новый механизм индексации социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством будет индексироваться по прогнозному уровню инфляции.
Другим аспектом оптимизации бюджетных расходов в области социальной политики является необходимость развития социального партнерства органов государственной власти, органов местного самоуправления, социально ориентированных общественных и некоммерческих организаций.
5) Оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет улучшения качества оказания государственных услуг.
Ключевой задачей бюджетной политики является оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных муниципальных услугах. Необходимо существенно улучшать ситуацию, поскольку зачастую социально-экономический эффект несоразмерен объему израсходованных на те или иные цели бюджетных средств. Главным критерием эффективности бюджетной политики должно стать достижение заявленных приоритетов.
Субъектам бюджетного планирования необходимо исходить из приоритетов бюджетных расходов, которые отвечают целям и задачам, установленным документами стратегического планирования муниципального образования и Ямало-Ненецкого автономного округа, за счет оптимизации и отказа от неприоритетных расходов. Оптимизировать расходы возможно за счет совершенствования системы муниципальных закупок, а также необходимо сокращать непрозрачные виды расходов, так называемых прочих и иных расходных обязательств. Каждому субъекту бюджетного планирования необходимо иметь четкое понимание, за счет каких расходов и каких механизмов будет проведена оптимизация расходов в подведомственной сфере.
Прежде всего, необходимо проанализировать и обеспечить реструктуризацию бюджетной сети, отказаться от финансирования учреждений, не обеспечивающих необходимый социальный эффект, при этом обязательным условием должно быть сохранение качества и объема оказываемых муниципальных услуг. Также следует провести оптимизацию численности работников бюджетной сферы и органов местного самоуправления.
На федеральном уровне были приняты решения о ненаращивании бюджетных расходов, что, безусловно, является правильным шагом в условиях повышающихся рисков развития мировой экономики. В муниципальном образовании, как и в Ямало-Ненецком автономном округе, бюджетная политика на среднесрочную перспективу будет исходить из этих же принципов. Дополнительные средства будут выделяться исключительно только на преобразование соответствующих отраслей.
Существуют проблемы, связанные с низким уровнем финансово-экономического обоснования решений, приводящих к новым расходным обязательствам. Субъекты бюджетного планирования должны понимать, что для получения дополнительных средств необходимо заблаговременно и качественно готовить все необходимые материалы: от нормативного правового акта, устанавливающего принимаемое расходное обязательство, до финансово-экономических расчетов, обоснований социально-экономического эффекта для данного обязательства и предложений по минимизации расходов бюджета. При этом все дополнительные расходы будут рассматриваться только при условии принятия исчерпывающих мер по проведению структурных преобразований в рамках действующих зачастую значительных объемов бюджетных средств.
В отношении бюджетных инвестиций на среднесрочный период политика будет определяться потребностями экономики муниципального образования по формированию современной транспортной, инженерной и коммунальной инфраструктуры, с одной стороны, и повышением качества объектов социальной сферы, с другой. При этом важной задачей перед органами местного самоуправления стоит проблема привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты. Необходимо применять такие инструменты, которые бы позволили снизить нагрузку на бюджет.
Должны быть четко определены приоритеты в расходовании бюджетных средств. Поддержка реального сектора экономики за счет бюджетных средств должна оказываться по веским основаниям, финансовая помощь должна выделяться только в обоснованных и выверенных размерах.
Такой подход обеспечит существование оптимальных форм поддержки реального сектора экономики, исключающих иждивенчество и создающих стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения производительности труда и, как следствие, повышения эффективности производства в целом.
Оптимизация расходов - безусловно, правильное и важное направление бюджетной политики, но не менее важным является повышение эффективности использования бюджетных средств в таких сферах, как образование, культура и спорт, то есть непосредственно связанных с оказанием услуг населению, которое должно четко быть увязано с качеством оказываемых услуг.
В текущем периоде проделана значительная работа по переводу учреждений от прямого сметного финансирования к финансированию затрат на оказание муниципальных услуг, подготовлена правовая база, проведены организационные мероприятия, наладилась работа вновь созданных учреждений. Теперь в среднесрочной перспективе главным распорядителям бюджетных средств необходимо осуществить следующие меры:
- проводить постоянный мониторинг внедрения новых механизмов финансирования данных учреждений и выполнения ими муниципальных заданий на соответствующем качественном уровне;
- ежегодно проводить оценку потребности населения в муниципальных услугах и в зависимости от результатов надлежащим образом формировать муниципальные задания;
- внедрить систему стандартов предоставления муниципальных услуг, повысить качество услуг за счет четкого определения содержания соответствующей услуги. Необходимо разработать механизм участия граждан в формировании стандартов и контроле за их исполнением;
- осуществить переход к формированию единых нормативов затрат, подушевого финансирования муниципальных услуг с учетом корректирующих коэффициентов.
Одновременно с этим следует развивать конкуренцию в сфере предоставления социальных услуг, в том числе за счет привлечения к их оказанию негосударственных организаций.
Другим направлением повышения эффективности бюджетных расходов является стимулирование энергосбережения. Необходимо продолжить работу в данном направлении. Абсолютно все учреждения бюджетного сектора экономики должны внедрять передовые технологии в области энергоэффективности, поскольку это приводит к реальной экономии бюджетных средств.
6) Внедрение новых передовых технологий в области управления муниципальными финансами.
Бюджетная политика во многом остается неясной для общества, следовательно, необходимо обеспечить прозрачность и открытость бюджетного процесса. Для повышения эффективности общественного мониторинга будет внедряться информационная система "Электронный бюджет". Население должно быть проинформировано в каком объеме и на какие цели расходуются бюджетные средства. В рамках данной системы будет обеспечиваться прозрачность финансово-хозяйственной деятельности каждого отдельного участника бюджетного процесса, предусмотрена возможность участия граждан, общественных институтов, профессиональных сообществ, бизнеса и контролирующих организаций в процессах формирования, утверждения и исполнения бюджета в режиме реального времени.
Переход к формированию и исполнению "программного бюджета" не может быть осуществлен на достаточно качественном уровне без применения новых современных технологий. Информационная система "Электронный бюджет" должна позволить перейти на качественно новый уровень управления муниципальными финансами и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений в целях повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.
7) Реформа муниципального контроля.
Внедрение принципов бюджетного финансирования в зависимости от поставленных целей и достигнутых результатов, безусловно, повлечет необходимость реформирования действующей системы муниципального контроля.
В этой связи бюджетная политика муниципального образования будет направлена на переориентирование финансового контроля с простой проверки соблюдения требований целевого использования на проверку эффективности выделяемых бюджетных средств. Принятие программного бюджета позволит контролирующим органам оценивать, насколько эффективно главный распорядитель бюджетных средств использовал выделенные из бюджета ассигнования.
При этом, учитывая планируемые изменения федерального законодательства по установлению исчерпывающего перечня нарушений бюджетного законодательства, по каждому из которых будет определена мера ответственности в виде штрафа, налагаемого на конкретных должностных лиц или организации, муниципальным контрольно-счетным органам необходимо организовать работу в соответствии с данными изменениями, а главным распорядителям и получателям бюджетных средств следует усилить контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru