Законодательство
Ямало-Ненецкий АО

Ямало-Ненецкий АО

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







Решение Городской Думы МО город Ноябрьск от 01.11.2013 № 616-Д
"Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Ноябрьск на 2014 - 2016 годы"
(подписано 07.11.2013)
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК
ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 1 ноября 2013 г. № 616-Д

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ БЮДЖЕТНОЙ
И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОД НОЯБРЬСК НА 2014 - 2016 ГОДЫ

В соответствии со статьями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 6 раздела 3 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Ноябрьск, утвержденного решением Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 30.03.2012 № 409-Д, в целях разработки проекта бюджета муниципального образования город Ноябрьск на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, руководствуясь Уставом муниципального образования город Ноябрьск, Городская Дума решила:
1. Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Ноябрьск на 2014 - 2016 годы согласно приложению к настоящему решению.
2. Настоящее решение опубликовать в городской общественно-политической газете "Северная вахта".
3. Контроль исполнения настоящего решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по бюджету, местным налогам и финансам.

Председатель Городской Думы
А.В.КОЛОМИЕЦ
Дата подписания 7 ноября 2013 г.





Приложение
к решению Городской Думы
от 01.11.2013 № 616-Д

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОД НОЯБРЬСК НА 2014 - 2016 ГОДЫ

Статья 1. Общие положения

Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Ноябрьск (далее - муниципальное образование, город) на 2014 - 2016 годы подготовлены на основании статей 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 7 статьи 7 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Ноябрьск, утвержденного решением Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 30.03.2012 № 409-Д.
Разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования осуществлена на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.09.2013 № 789-П "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2014 - 2016 годы".
Бюджетная и налоговая политика муниципального образования осуществляются с учетом проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы и разрабатывается с целью определения для участников бюджетного процесса общих параметров долгосрочной сбалансированности бюджета муниципального образования город Ноябрьск (далее - местный бюджет, бюджет муниципального образования) и повышения эффективности управления муниципальными финансами в среднесрочной перспективе.

Статья 2. Итоги бюджетной и налоговой политики в 2012 году и в первой половине 2013 года

Бюджетная и налоговая политика муниципального образования, являющаяся одним из инструментов достижения целей социально-экономического развития, позволила в 2012 году и в первой половине 2013 года решить задачи, связанные с обеспечением социальной и экономической стабильности.
Основными задачами, стоящими перед Администрацией города Ноябрьска (далее - Администрация города) при реализации бюджетной политики в 2012 - 2013 годах, являлись устойчивость и предсказуемость бюджетной системы, улучшение качества жизни населения, повышение эффективности бюджетных расходов, гарантированное выполнение в полном объеме всех социальных обязательств.
Стоящие перед Администрацией города задачи в 2012 - 2013 годах успешно реализованы, о чем свидетельствуют итоги исполнения бюджета муниципального образования.
По итогам 2012 года в местный бюджет поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 2368 млн. рублей, по сравнению с 2011 годом наблюдается снижение на 23%.
Снижение произошло за счет:
- уменьшения с 1 января 2012 года норматива отчислений в местный бюджет с 50% до 40% по налогу на доходы физических лиц;
- передачи из местного бюджета в федеральный бюджет государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств;
- передачи из местного бюджета в окружной бюджет денежных взысканий (штрафов), налагаемых за административные правонарушение в области дорожного движения;
- доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства муниципальных бюджетных учреждений, в связи с внесением изменений в Федеральное законодательство (Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений").
Фактическая доля налоговых, неналоговых доходов в общем объеме поступлений составила 26%, что ниже уровня прошлого года на 1%.
Наибольшую долю доходов занимают безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы, которые составили 74%, что по сравнению с прошлым годом меньше на 17%.
За I полугодие 2013 года к аналогичному периоду прошлого года объем поступлений налоговых, неналоговых доходов увеличился на 13%, или на 148 млн. рублей.
Для поддержки и стимулирования агропромышленного комплекса на территории муниципального образования решением Городской Думы освобождены от уплаты части прибыли, подлежащей перечислению в бюджет, остающейся после уплаты налогов и иных платежей, сельскохозяйственные предприятия.
С 2012 года, в целях обеспечения финансовой устойчивости в муниципальном образовании, проводятся мероприятия, направленные на увеличение доходов местного бюджета. Перечень мероприятий утвержден постановлением Администрации города. Так, в рамках проведенных мероприятий в доход местного бюджета за 2012 год и первое полугодие 2013 года дополнительно поступило около 7 млн. рублей.
Кроме того, для обеспечения согласованного взаимодействия и координации деятельности Администрации города с территориальными органами федеральных органов государственной власти, расположенными на территории муниципального образования, а также эффективной работы по реализации мер, направленных на обеспечение финансовой устойчивости, увеличение доходной части бюджета муниципального образования за счет налоговых и неналоговых поступлений работает межведомственная комиссия по мобилизации источников доходов бюджета муниципального образования.
Все социальные и публичные обязательства выполнены в полном объеме.
В прошедшем году местный бюджет сохранил свою социальную направленность. Расходы в сфере образования в 2012 году увеличились по сравнению с 2011 годом на 13%, в сфере культуры на 22%, а физической культуры и спорта на 53%.
В целях улучшения качества жизни населения и увеличения реальных доходов работников бюджетной сферы в 2012 году в местном бюджете было предусмотрено финансовое обеспечение повышения заработной платы с 01 октября 2012 года на 6%.
Особый акцент сделан на решение жилищных проблем населения, в том числе переселение из ветхого и аварийного жилого фонда.
Приоритетом проводимой в отчетном периоде бюджетной политики является внедрение в практику управления бюджетным процессом передовых технологий, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг. В этой связи в 2012 году успешно реализованы мероприятия Программы по повышению эффективности бюджетных расходов до 2012 года, утвержденной постановлением Администрации города от 22.04.2011 № П-466. В ходе реализации программы заложены основы для перехода к программному бюджету, усовершенствованы механизмы финансового контроля, обеспечена информационная составляющая управления муниципальными финансами.
В 2012 году продолжилась реализация комплексной реформы, направленной на повышение доступности и качества муниципальных услуг, эффективности и прозрачности деятельности муниципальных учреждений. В муниципальном образовании город Ноябрьск досрочно, по сравнению с поставленными на федеральном уровне задачами, завершена реформа совершенствования правового положения муниципальных учреждений.
Уже с 01 января 2012 года финансирование деятельности бюджетных и автономных учреждений муниципального образования осуществляется за счет субсидии на выполнение муниципального задания.
Также в 2012 году завершен перевод муниципальных учреждений на отраслевые системы оплаты труда.
Реализуемая бюджетная политика направлена на поэтапное внедрение новых методов управления бюджетом, а именно переход к программному бюджету. С этой целью Администрацией города в 2013 году проведена подготовительная работа: утверждены перечень муниципальных программ и Порядок разработки, реализации, оценки эффективности муниципальных программ.
Итогами реализации бюджетной и налоговой политики в 2012 - 2013 годах являются эффективно реализованные бюджетные полномочия органов местного самоуправления, которые позволили сформировать необходимую базу для совершенствования бюджетного процесса в рамках проводимого общероссийского реформирования государственных (общественных) финансов и внедрения в управление бюджетным процессом передовых инновационных технологий.

Статья 3. Основные направления налоговой политики на 2014 - 2016 годы

Налоговая политика города на 2014 год и на плановый период до 2016 года составлена с учетом преемственности базовых целей и задач налоговой политики предыдущего периода. Первоочередными целями налоговой политики продолжают оставаться создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Налоговая политика города определена в соответствии с основными направлениями налоговой политики Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа, направлена на увеличение доходного потенциала и будет выстраиваться с учетом реализации изменений федерального законодательства, законодательства субъекта, муниципальной правовой базы. Среди основных направлений, по которым предполагается развивать налоговую политику города в среднесрочной перспективе, выделяются следующие приоритетные направления:
1. Совершенствование налогового администрирования и повышение уровня собираемости налогов.
Одной из важных задач налоговой политики является обеспечение бюджетной сбалансированности и реализация задач стоящих перед городом, которые должны решаться путем повышения качества администрирования, совершенствования взаимоотношений налоговых органов с органами местного самоуправления на принципах сотрудничества.
Налог на доходы физических лиц является самым массовым налогом с населения и играет важную роль в доходах местных бюджетов. При этом его потенциал как источника доходов далеко не исчерпан.
Основной задачей налоговой политики города в отношении налога на доходы физических лиц является принятие мер, направленных на повышение дисциплины работодателей - налоговых агентов. Это связано с фактами удержания и несвоевременного перечисления в бюджеты сумм налога налоговыми агентами, что, по сути, является формой налогового кредита для недобросовестных налоговых агентов, применения "серых схем" выплаты заработной платы.
С 2014 года Федеральным законодательством о налогах и сборах предусматривается расширение действия отдельных имущественных и социальных налоговых вычетов, оказывающих существенное влияние на поступление налога на доходы физических лиц.
2. Активизация работы по сбору имущественных налогов с физических лиц.
В целях повышения доходов местных бюджетов на федеральном уровне предусмотрено включение в налоговую систему Российской Федерации налога на недвижимое имущество, который заменит собой налог на имущество физических лиц и земельный налог.
Предусматривается переходный период до 01 января 2018 года, предполагающий постепенное введение налога на недвижимое имущество на всей территории Российской Федерации по мере готовности муниципальных образований к его введению.
Налог на недвижимое имущество устанавливается и вводится в действие нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, при этом на федеральном уровне будут определены предельные налоговые ставки.
В связи с этим предстоит большая работа по законодательному регулированию взимания данного налога на территории муниципального образования.
Для введения налога на недвижимое имущество на территории города необходимо наличие государственной регистрации прав собственности на него. Потребуется координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления в целях формирования полных и достоверных сведений об объектах налогообложения. Кроме того, в целях формирования актуальной налоговой базы по данному налогу необходимо усилить проводимые в регионе мероприятия по регистрации объектов недвижимости, сверке данных об инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества. До введения налога на недвижимое имущество следует установить оптимальный, экономически обоснованный размер коэффициента пересчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, используемого для исчисления налога на имущество физических лиц.
Для решения поставленных целей немаловажное значение будет иметь деятельность созданной на территории Ямало-Ненецкого автономного округа межведомственной рабочей группы по повышению роли имущественных налогов в бюджетах муниципальных образований, основными задачами которой являются обеспечение согласованных действий органов власти всех уровней, содействие в формировании объективной налогооблагаемой базы по имущественным налогам, а также определение сроков выполнения работ.
3. Повышение качества механизмов использования муниципальной собственности.
Результатом повышения качества механизмов использования муниципальной собственности будет являться получение дополнительных доходов в городской бюджет за счет:
- установления жесткого контроля за полнотой и своевременностью перечисления в бюджет администрируемых доходов путем активизации контрольных функций главных администраторов поступлений неналоговых доходов;
- проведения работы по инвентаризации муниципального имущества;
- осуществления продажи имущества, находящегося в городской собственности, с максимальной выгодой;
- установления контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью муниципальных унитарных предприятий, открытых акционерных обществ и своевременностью уплаты ими в городской бюджет отчислений части прибыли, остающейся в их распоряжении.
Исходя из того, что налоговые доходы бюджета муниципального образования сформированы в основном из федеральных и региональных налогов на 96% и лишь на 4% из местных налогов, налоговая политика в основном определяется органами государственной власти.
При формировании доходов местного бюджета будут учтены изменения, принятые и планируемые к принятию на федеральном и региональном уровне с 01 января 2014 года, непосредственно влияющие на размер доходов местного бюджета:
- Снижение на 10% норматива отчислений по налогу на доходы физических лиц в местный бюджет (Бюджетным кодексом Российской Федерации уменьшен на 5%, проектом Закона Ямало-Ненецкого автономного округа "О внесении изменений в Закон "О межбюджетных отношениях в Ямало-Ненецком автономном округе" также уменьшен на 5%). С 2014 года норматив отчислений по налогу на доходы физических лиц в местный бюджет составит 30%.
- Увеличение норматива отчислений в местный бюджет на 20% от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков и от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков. С 2014 года доходы от аренды и продажи земельных участков в размере 100% зачисляются в местный бюджет.
- Обложение земельным налогом участков земли, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, которые ранее не облагались земельным налогом.
В части устойчивого функционирования и развития дорожной деятельности, с 01 января 2014 года предусматривается создание муниципального дорожного фонда, источниками формирования которого будут являться:
- Акцизы на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в местный бюджет (далее - акцизы).
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа "О межбюджетных отношениях в Ямало-Ненецком автономном округе" установлен дифференцированный норматив отчислений в местный бюджет от акцизов в размере 10% налоговых доходов консолидированного бюджета автономного округа от указанного налога.
- Иные поступления в местный бюджет, утвержденные решением представительного органа муниципального образования, предусматривающим создание муниципального дорожного фонда.
Основным направлением налоговой политики муниципального образования продолжает оставаться создание благоприятных условий для расширения и развития малого и среднего бизнеса, сохранение ранее установленных налоговых льгот по местным налогам.
Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость обеспечения реализации мер по достижении целей социально-экономического развития города, установленных планово-прогнозными документами, в условиях сохранения сбалансированности бюджета при возрастающей бюджетной нагрузке.

Статья 4. Основные направления бюджетной политики

В условиях изменения принципов бюджетного финансирования, совершенствования бюджетного процесса, необходимо в предстоящем финансовом году обеспечить выполнение поставленных ранее целей и задач, которые остаются актуальными на сегодняшний день.
Бюджетная политика в муниципальном образовании будет развиваться по следующим направлениям:
1. Формирование параметров бюджета муниципального образования на среднесрочную перспективу, исходя из безусловного исполнения принятых расходных обязательств, четким разграничением приоритетности бюджетных расходов, с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
Основной целью управления муниципальными финансами города является обеспечение выполнения его расходных обязательств и обеспечение долгосрочной сбалансированности местного бюджета.
Учитывая, что проект бюджета муниципального образования на 2014 - 2016 годы будет формироваться в условиях ограниченного роста доходов с одновременным увеличением объема расходных обязательств, связанных с реализацией майских Указов Президента Российской Федерацией, главным инструментом сохранения сбалансированности бюджета, является проведение мероприятий по оптимизации бюджетных расходов.
Для обеспечения данной цели необходимо скоординировать действия всех участников бюджетного процесса по совершенствованию действующей системы бюджетного планирования.
Проведение мероприятий по оптимизации не возможно без определения приоритетов бюджетных расходов, как в целом по бюджету, так и в рамках ведомственных расходов отдельно взятого субъекта бюджетного планирования. При этом недопустимо сокращать объем предоставляемых муниципальных услуг, а также снижать качество их предоставления.
В этой связи необходимо:
- осуществлять нормативное правовое регулирование в сфере бюджетного процесса;
- организовать качественный бюджетный процесс, включающий стадии планирования, исполнения, формирования отчетности и контроля;
- проводить взвешенную и предсказуемую налоговую и бюджетную политику;
- обеспечивать доступность информации по рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета муниципального образования.
2. Повышение результативности бюджетных расходов, создание механизмов по стимулированию выявления и использования резервов для достижения планируемых результатов (программно-целевых методов управления).
Главная задача программно-целевого принципа заключается в том, чтобы переориентировать бюджетный процесс от управления ресурсами бюджета к управлению результатами за счет расширения полномочий и повышения ответственности участников бюджетного процесса в условиях четких планов на среднесрочную перспективу. Для этого необходимо, чтобы механизмы реализации социально-экономической политики имели надежное, точно просчитанное финансовое обеспечение. Должны быть четко определены объемы финансовых ресурсов, необходимых для достижения конкретных количественно определенных целей социально-экономической политики.
В бюджетный процесс необходимо внедрять механизмы, которые выступят в качестве инструмента, обеспечивающего увязку бюджетных расходов и предполагаемых конечных результатов развития соответствующей социально-экономической сферы на долгосрочный период, т.е. обеспечат увязку между бюджетным и стратегическим планированием.
Таким инструментом должен быть переход на формирование бюджетных расходов в рамках муниципальных программ.
Начиная с 2014 года, бюджет муниципального образования, как и окружной бюджет, будет формироваться в структуре муниципальных (государственных) программ, при этом реализация самих программ будет целиком зависеть от заказчиков, качества подготовленных ими документов, разработанных механизмов реализации и контроля за мероприятиями муниципальных программ.
В свою очередь бюджетное планирование (определения объема бюджетных средств на реализацию муниципальных программ) в дальнейшем будет зависеть исключительно от оценки эффективности реализации соответствующей муниципальной программы. Неэффективные программы будут сокращены или полностью исключены из бюджетного финансирования.
Также в рамках перехода к программному бюджету необходимо обеспечить возможность использования муниципальных программ в качестве полноценных инструментов стратегического и бюджетного планирования. Для этих целей в рамках отдельно взятой муниципальной программы, по которой горизонт планирования превышает среднесрочный период (3 года), следует определить пределы бюджетного финансирования, которые должны быть соизмеримыми с показателями бюджетных расходов, планируемых в рамках среднесрочного бюджета.
В то же время, учитывая важное значение муниципальных программ в социально-экономической жизни общества, необходимо одновременно с рассмотрением проекта бюджета муниципального образования обеспечить максимально широкое публичное обсуждение программ, в том числе в части бюджетных расходов.
3. Оценка эффективности новых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их реализации.
Переход на программный бюджет потребует пересмотра ряда расходных обязательств, какие-то из них будут признаны неэффективными, какие-то потребуют дополнительного финансирования, а возможно, потребуется и принятие новых расходных обязательств. В свою очередь, к принятию новых расходных обязательств необходимо подходить особенно тщательно.
Субъекты бюджетного планирования в обязательном порядке должны определить приоритетные расходные обязательства, позволяющие достичь наилучших результатов, в том числе в долгосрочном периоде. При этом основной вектор при отборе приоритетных направлений принимаемых обязательств должен быть направлен на реализацию мероприятий в социальной сфере, сформулированных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Вместе с тем следует проводить мероприятия, направленные на ограничение объема роста расходов, поскольку ситуация наращивания бюджетных расходов, без поступлений дополнительных доходов, станет причиной увеличения объема муниципального долга, что является недопустимым.
Поэтому субъектам бюджетного планирования для финансирования принимаемых расходных обязательств целесообразно изыскивать средства, прежде всего за счет внутренних источников, т.е. в рамках общего объема ассигнований предусмотренных в местном бюджете по соответствующему ведомству. В случае необходимости выделения дополнительных финансовых ресурсов иметь обоснование целесообразности принятия соответствующего обязательства, а также предложения по источнику финансирования, в том числе в рамках расширения горизонта бюджетного планирования.
4. Оптимизация расходов местного бюджета.
В рамках решения задач, связанных с увязкой стратегического и бюджетного планирования, в обязательном порядке необходимо проинвентаризировать действующую систему бюджетных расходов и найти способы ее перестроить (оптимизировать) под стоящие цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования.
В этой связи необходим комплекс мер, направленных на сокращение неэффективных расходных обязательств и выявление экономии бюджетных средств по действующим расходным обязательствам. Такими мерами будут являться:
- Оптимизация расходов на закупку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.
В целях реализации Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" необходимо:
разработать нормативные правовые акты в данной сфере;
создать условия для осуществления закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с новыми требованиями;
усилить исполнительскую дисциплину заказчиков и контрольных органов в сфере закупок.
В отношении планирования расходов местного бюджета на закупку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд в 2014 - 2016 годах необходимо исходить из следующего.
Начиная с 2013 года Правительством Российской Федерации уже второй год подряд принимаются решения о сокращении данных расходов федерального бюджета на 5%. В связи с чем на местном уровне также следует ежегодно рассматривать и принимать решение по параметрам оптимизации расходов на закупку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд в соответствии с аналогичными решениями Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа.
- Оптимизация бюджетной сети и численности органов местного самоуправления.
Ранее поставленные задачи по оптимизации бюджетной сети не потеряли свою актуальность.
В среднесрочной перспективе инвентаризация бюджетной сети и реализация мер по оптимизации должна способствовать сокращению бюджетных расходов, что особенно важно с учетом новых вызовов стоящих перед автономным округом и муниципальным образованием, в части реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. Высвободившиеся средства в первоочередном порядке следует направлять на повышение оплаты труда работников учреждений социальной сферы.
Также в рамках данного мероприятия необходимо ограничить рост численности работников органов местного самоуправления. При этом в дальнейшем, в зависимости от эффективности их работы, будут приниматься решения о целесообразности содержания соответствующей штатной численности центральных аппаратов данных органов.
5. Повышение качества бюджетного планирования на основе муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг и нормативов затрат на оказание муниципальных услуг.
Приоритетным направлением бюджетной политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов является постепенный переход с 2014 года на формирование государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения. При этом за субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями сохранятся полномочия по дополнению или детализации данного перечня, а также определению объема расходов на оказание соответствующих государственных (муниципальных) услуг.
В целях реализации данных нововведений, а также недопущения формального подхода к использованию муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг, субъектам бюджетного планирования местного бюджета необходимо активизировать работу по дальнейшему совершенствованию нормативной правовой базы соответствующей отрасли, в части касающейся формирования и выполнения муниципального задания, а также определения нормативных затрат на оказание муниципальных услуг на основе единой методологии формирования нормативных затрат.
Учитывая, что с 2014 года местный бюджет будет формироваться по программному принципу, основные параметры муниципальных заданий должны быть включены в состав соответствующих муниципальных программ в качестве целевых показателей их исполнения.
Одновременно с этим следует провести необходимые мероприятия, направленные на развитие конкуренции при размещении муниципальных заданий на конкурсной основе, субъектам бюджетного планирования местного бюджета следует рассмотреть вопрос возможности участия в них негосударственных организаций. Нужно исключить все имеющиеся препятствия к доступу негосударственных организаций к оказанию населению муниципальных услуг. Следует сделать так, чтобы бизнес пришел и в бюджетный сектор, оказывая услуги в сфере образования, культуры, спорта. Рост конкуренции позволит не только обеспечить экономное и рациональное использование бюджетных средств, но и создаст стимулы для повышения качества этих услуг.
6. Совершенствование системы оплаты труда в бюджетном секторе.
Реформа системы оказания государственных и муниципальных услуг тесно связана с решением задачи по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы.
Вопросам оплаты труда в бюджетном секторе всегда уделялось важное значение. Бюджетная политика прошлых периодов была направлена на снижение дифференциации уровня заработной платы между работниками бюджетной сферы и основных отраслей экономики.
В силу специфики автономного округа, как региона, в экономике которого преобладающей долей является топливно-энергетический комплекс, вопрос выравнивания заработных плат бюджетного сектора и подтягивания их к средней по экономике региона в городе стоит особо остро.
В рамках выполнения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года за период 2012 - 2013 годы Администрацией города была проделана значительная работа в данном направлении, в том числе путем выделения дополнительных средств, а также за счет внутренних резервов путем оптимизации бюджетных расходов.
Учитывая, что вопросы, связанные с повышением заработной платы работников бюджетного сектора, носят не разовый характер, а направлены на долгосрочный период, необходимо уделить особое внимание системе совершенствования оплаты труда в бюджетном секторе.
В 2014 году будет продолжена работа по переходу и внедрению механизма "эффективного контракта". Повышение оплаты труда должно быть обусловлено кардинальным повышением эффективности оказания муниципальных услуг, установлением прямой зависимости уровня оплаты труда в отраслях бюджетной сферы от ее производительности.
Сопоставляя уровень оплаты труда в разных отраслях экономики, необходимо оценивать не только непосредственно заработную плату, но и различные льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые работодателем, соотнося их к фактической занятости работника.
При этом необходимо исходить из принципа, что оплата труда работников бюджетного сектора должна быть не выше уровня, после которого негосударственные организации в других отраслях экономики не смогут конкурировать с заработной платой бюджетного сектора.
Кроме того, учредителями муниципальных учреждений, в рамках перехода к "эффективному контракту" необходимо активнее внедрять инструменты, повышающие прозрачность оплаты труда руководителей данных учреждений, позволяющие установить зависимость заработной платы руководителя от качества работы самого учреждения и средней заработной платы его персонала.
В качестве финансового источника мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда в бюджетном секторе должны использоваться, прежде всего, внутренние резервы муниципальных учреждений, в том числе за счет средств от деятельности, приносящей доход.
7. Внедрение новых механизмов в развитие инфраструктурных проектов.
В приоритетах стоящих задач, в рамках проводимой бюджетной политики, бесспорно, является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и инноваций в экономику города, в том числе за счет сохранения поддержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов.
Сегодня, в условиях ограниченности бюджетных ресурсов, необходимо обеспечить комплексный подход к системе инвестиционного развития. Следует определить приоритеты бюджетного финансирования инвестиционных проектов, при этом учитывать степень готовности объектов и социально-экономическую значимость.
Необходимо максимально задействовать все источники финансового обеспечения приоритетных задач. Это возможно при использовании механизмов государственно-частного партнерства, в соответствие с политикой, проводимой Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа в данном направлении.
Процедура отбора таких проектов должна быть прозрачной, а проекты оцениваться по объективным критериям. Необходимо создать порядок проведения независимой оценки и экспертиз данных проектов с обязательным привлечением заинтересованных бизнес-структур.
8. Повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса.
Одной из главных проблем в сфере управления муниципальными финансами является низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Прозрачность и открытость муниципальных финансов является реальным инструментом повышения эффективности использования бюджетных средств.
В среднесрочном периоде необходимо развивать имеющиеся механизмы и внедрять новые, включая интеграцию в общероссийские проекты, такие, как создаваемый единый портал бюджетной системы, на котором будет размещаться систематизированная актуальная информация о формировании и исполнении всех бюджетов - от федерального до поселенческих.
Решая задачи прозрачности в сфере финансов необходимо понимать, что эта область управления специфична и зачастую непонятна гражданам. Поэтому в открытом доступе должны быть не только документы, необходимые узкому кругу специалистов, но и информация, способная в понятной для граждан форме донести представление о направлениях расходования бюджетных средств, системе целей и результатов проводимой бюджетной политики. В этой связи Администрации города нужно организовать работу по размещению в сети Интернет брошюры "Бюджет для граждан" и установить контроль за наполнением данного ресурса.
Также следует более активно использовать такие инструменты открытости бюджетного процесса, как опрос населения и проведение независимого экспертного обсуждения проекта решения Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск о местном бюджете. Это позволит более оперативно реагировать на нужды населения, а также усилит общественный контроль за бюджетными расходами.
9. Усиление роли финансового контроля.
Бюджетная прозрачность - необходимое, но недостаточное условие для эффективного использования бюджетных средств. Для этого также нужна система муниципального финансового контроля, способная своевременно выявлять и предотвращать бюджетные правонарушения.
Проводимая бюджетная реформа не могла не затронуть такое важное направление бюджетной политики, как финансовый контроль. Совершенствование бюджетного законодательства Российской Федерации повлекло необходимость преобразования и функций, как контрольных органов в сфере финансов, так и главных распорядителей бюджетных средств.
В результате финансовый контроль муниципального образования должен развиваться по следующим направлениям:
- контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд в целях эффективного использования бюджетных средств;
- усиление роли внутреннего ведомственного финансового контроля;
- применение механизмов контроля за результатами использования бюджетных средств;
- развитие системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета, использование его результатов при оценке их деятельности в целях повышения их ответственности за исполнением ими своих бюджетных полномочий;
- повышение отдачи от использования бюджетных средств, осуществление контроля за соблюдением муниципальными учреждениями требований к объемам и качеству оказания муниципальных услуг;
- внедрение механизмов финансового контроля, направленных на предотвращение нарушений при расходовании бюджетных средств с одновременным усилением персональной ответственности конкретных должностных лиц, допустивших нарушения требований законов и иных нормативных актов.
Для реализации данных направлений развития финансового контроля необходимо создать нормативную правовую базу, отвечающую требованиям изменения бюджетного законодательства Российской Федерации, определив направления и зоны ответственности всех участников бюджетного процесса в области осуществления финансового контроля, заложив тем самым правовые основы эффективного и целевого использования бюджетных средств.


------------------------------------------------------------------


Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru