Законодательство
Ямало-Ненецкий АО

Ямало-Ненецкий АО

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД САЛЕХАРД

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 июня 2009 г. № 605-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ

В целях приведения нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством, оптимизации работы структурных подразделений Администрации муниципального образования город Салехард по противодействию коррупции в муниципальном образовании город Салехард:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов.
2. Уполномочить правовое управление аппарата Администрации города на проведение антикоррупционной экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов.
3. Службе бухгалтерского учета и отчетности Администрации города (Т.П.Черных) предусмотреть денежные средства на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на 2009 и последующие годы.
4. Признать утратившими силу распоряжения Администрации муниципального образования город Салехард от 1 ноября 2008 года № 1038-р "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов" и от 10 ноября 2008 года № 1088-р "Об утверждении Порядка осуществления экспертизы на коррупциогенность проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования город Салехард".
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Главы Администрации города Г.Л.Скрипчака.

Глава города
А.М.СПИРИН





Утвержден
распоряжением Администрации
города Салехарда
от 25 июня 2009 года № 605-р

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ

1. Общие положения

1.1. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов (далее - Порядок) разработан в целях выявления коррупционных факторов в действующих муниципальных нормативных правовых актах и их проектах и устанавливает процедуру проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов.
1.2. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные термины и понятия:
а) антикоррупционная экспертиза действующих муниципальных нормативных правовых актов (далее - антикоррупционная экспертиза) - деятельность юридических служб (специалистов, осуществляющих правовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Салехард, муниципальных учреждений), а также деятельность привлекаемых на договорной (контрактной) основе научных организаций, специалистов (экспертов), направленная на предотвращение включения в проект муниципального нормативного правового акта или выявление в тексте муниципального нормативного правового акта коррупционных факторов;
б) коррупциогенность - закрепленный в муниципальном нормативном правовом акте или его проекте механизм правового регулирования, создающий условия для возникновения коррупционных действий и (или) решений субъектов правоприменения в процессе реализации ими своих прав и исполнения возложенных на них обязанностей;
в) коррупционный фактор - нормативная правовая конструкция (отдельное нормативное предписание или их совокупность), которая сама по себе или во взаимосвязи с иными нормативными положениями либо управленческими обыкновениями создает риск совершения субъектами, реализующими нормативные предписания, коррупционных действий (коррупционные риски);
г) коррупционное проявление - препятствующее осуществлению прав и свобод физических и юридических лиц решение или действие должностного лица, муниципального служащего, руководителя муниципального учреждения, вызванное наличием коррупционных факторов;
д) уполномоченный орган - структурное подразделение (должностное лицо, специалист) органа местного самоуправления, уполномоченное на проведение антикоррупционной экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов.
1.3. Антикоррупционная экспертиза осуществляется уполномоченным органом, привлекаемыми на договорной (контрактной) основе научными организациями, специалистами (экспертами) в соответствии с требованиями, предусмотренными Методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 196, и Методикой по проведению экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа на коррупциогенность, утвержденной постановлением Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 сентября 2007 года № 979 (далее - Методики).
Задачами антикоррупционной экспертизы являются выявление и описание коррупциогенных факторов в действующих муниципальных нормативных правовых актах и их проектах, в том числе внесение предложений и рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действий таких факторов.
1.4. При подготовке проекта муниципального нормативного правового акта орган местного самоуправления муниципального образования или заинтересованная организация, осуществляющие подготовку проекта муниципального нормативного правового акта (далее - разработчик), должны стремиться к недопущению включения в текст проекта муниципального нормативного правового акта норм, содержащих типичные коррупционные факторы, перечисленные в Методиках.
1.5. Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат действующие муниципальные нормативные правовые акты и их проекты, направленные на регулирование правоотношений в следующих сферах с повышенным риском коррупции:
- в сфере размещения заказов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для муниципальных нужд муниципального образования;
- в сфере управления и распоряжения объектами муниципальной собственности (здания, строения, сооружения), в том числе по вопросам аренды, безвозмездного пользования и приватизации этих объектов;
- в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе по вопросам аренды и продажи этих участков;
- в сфере управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом, в том числе по вопросам заключения договора социального, коммерческого найма, найма специализированного жилого фонда;
- в сфере предоставления муниципальных гарантий, бюджетных кредитов, управления муниципальным долгом.
Антикоррупционная экспертиза действующих муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих иные сферы деятельности органов местного самоуправления, проводится по рекомендации рабочей группы по антикоррупционной деятельности Администрации города уполномоченным органом в порядке, установленном разделом 4 данного Порядка.

2. Коррупционные факторы

2.1. В ходе антикоррупционной экспертизы выявляются и оцениваются следующие коррупциогенные факторы:
1) ненадлежащее установление дискреционных полномочий органов местного самоуправления и их должностных лиц;
2) завышенные требования к гражданам и организациям, реализующим субъективные права и юридические обязанности во взаимодействии с органами местного самоуправления;
3) отсутствие или дефекты административных процедур;
4) ненадлежащее определение функций, обязанностей, прав и ответственности муниципальных служащих;
5) иные коррупциогенные факторы, указанные в Методиках.

3. Процедура проведения антикоррупционной экспертизы
проектов муниципальных нормативных правовых актов

3.1. Антикоррупционная экспертиза проводится уполномоченным органом либо по решению уполномоченного органа привлекаемыми на договорной (контрактной) основе научными организациями, специалистами (экспертами). Решение о направлении проекта муниципального правового акта на антикоррупционную экспертизу привлекаемым на договорной (контрактной) основе научным организациям, специалистам (экспертам) принимается уполномоченным органом в зависимости от значимости проекта муниципального нормативного правового акта в регулировании социально-общественных и публичных отношений в муниципальном образовании.
3.2. Антикоррупционную экспертизу проходят все проекты муниципальных нормативных правовых актов, регулирующие правоотношения, указанные в пункте 1.5 настоящего Порядка.
3.3. При направлении проекта муниципального нормативного правового акта, подлежащего антикоррупционной экспертизе, на согласование уполномоченному органу разработчик прикладывает к нему пояснительную записку.
В пояснительной записке должны содержаться следующие сведения:
- наименование проекта муниципального нормативного правового акта, направляемого на визу уполномоченному органу;
- полный перечень положений (статей, пунктов) федеральных и региональных правовых актов, муниципальных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения и позволяющих установить правомерность принятия муниципального нормативного правового акта;
- вывод об отсутствии (наличии) в проекте муниципального нормативного правового акта типичных коррупционных факторов.
В исключительных случаях, когда разработчик не может избежать в тексте проекта муниципального нормативного правового акта включения норм, содержащих типичный коррупционный фактор, в пояснительной записке должны быть указаны типичный коррупционный фактор, содержащая его норма, причины, вызывающие затруднения в его устранении.
В случае несоблюдений разработчиком требований п. 3.3 данного Порядка (отсутствием пояснительной записки, несоблюдений требований к ее содержанию) проект нормативного правового акта, подлежащего антикоррупционной экспертизе, возвращается уполномоченным органом разработчику для устранения нарушений.
3.4. В случае направления уполномоченным органом проекта муниципального нормативного правового акта на антикоррупционную экспертизу привлекаемым на договорной (контрактной) основе научным организациям, специалистам (экспертам), копии документов, указанных в пункте 3.3 данного Порядка, направляются в привлеченную для проведения антикоррупционной экспертизы организацию совместно с проектом муниципального нормативного правового акта, подлежащего антикоррупционной экспертизе.
3.5. По результатам антикоррупционной экспертизы уполномоченным органом либо привлеченной на договорной (контрактной) основе научной организацией, специалистом (экспертом) составляется заключение в соответствии с разделом 5 настоящего Порядка.

4. Процедура проведения антикоррупционной экспертизы
действующих муниципальных нормативных правовых актов

4.1. Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов организуется и проводится уполномоченным органом или привлекаемыми на договорной (контрактной) основе научными организациями, специалистами (экспертами) по графику антикоррупционной экспертизы, утверждаемому распоряжением Администрации города по предложению уполномоченного органа, согласованному с председателем рабочей группы по антикоррупционной деятельности Администрации города.
4.2. Решение о привлечении для проведения антикоррупционной экспертизы научных организаций, специалистов (экспертов) принимается уполномоченным органом в порядке, аналогичном указанному в пункте 3.1 данного Порядка. Предварительное решение уполномоченного органа о привлечении для проведения антикоррупционной экспертизы научных организаций, специалистов (экспертов) указывается в проекте графика антикоррупционной экспертизы, подлежащего дальнейшему согласованию и утверждению.
4.3. График антикоррупционной экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов разрабатывается и утверждается ежеквартально.
Муниципальные нормативные правовые акты включаются в указанный график с учетом:
информации об их возможной коррупциогенности, получаемой по результатам анализа практики их правоприменения, обращений граждан и организаций (учреждений);
предложений от органов местного самоуправления, заинтересованных в проведении антикоррупционной экспертизы.
4.4. Результатом проведенной антикоррупционной экспертизы ранее принятых (утвержденных) муниципальных нормативных правовых актов являются выявленные в муниципальном нормативном правовом акте типичные и иные коррупционные факторы и проявления коррупциогенности или вывод об их отсутствии.
Результаты проведенной антикоррупционной экспертизы оформляются уполномоченным органом либо привлеченной на договорной (контрактной) основе научной организацией, специалистом (экспертом) согласно Методикам в виде заключения в соответствии с разделом 5 настоящего Порядка.

5. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы

5.1. По результатам антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов уполномоченным органом либо привлеченной на договорной (контрактной) основе научной организацией, специалистом (экспертом) составляется заключение.
5.2. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы состоит из вводной части, описательной части и выводов.
5.3. Вводная часть должна содержать:
- дату и место подготовки заключения, данные о проводящих экспертизу лицах;
- основание для проведения экспертизы;
- наименование муниципального нормативного правового акта, проходящего экспертизу.
5.4. Описательная часть заключения составляется по одной из следующих форм:
- в форме последовательного изложения норм, содержащих коррупционные факторы (с описанием и рекомендациями по их устранению), в порядке расположения этих норм в проекте муниципального нормативного правового акта. При этом для каждой нормы указываются все выявленные в ней типичные коррупционные факторы и рекомендации по их устранению;
- в форме последовательного перечня типичных коррупционных факторов, содержащихся в нормах муниципального нормативного правового акта.
При этом после указания содержащегося в муниципальном нормативном правовом акте коррупционного фактора приводятся все нормы, в которых он содержится, с описанием его проявления в каждой из этих норм (или в нескольких аналогичных нормах) и рекомендации по устранению коррупционного фактора для каждой из норм, нескольких или всех содержащих его норм.
Также заключение может содержать указания на наличие (отсутствие) в анализируемом муниципальном правовом акте превентивных антикоррупционных норм и рекомендации по их включению.
Отсутствие типичного коррупционного фактора в заключении означает, что нормы муниципального правового акта проверены на его наличие и ни в одной из этих норм он не выявлен.
5.5. Выводы по результатам экспертизы должны соответствовать исследовательской части заключения.
5.6. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы:
- не может содержать утверждение о намеренном включении в муниципальный нормативный правовой акт или его проект коррупционных факторов;
- не предполагает выявление существующих или возможных коррупционных схем, в которых используются или могут использоваться коррупционные факторы;
- не предполагает оценку объема коррупционных последствий.
5.7. Срок проведения уполномоченным органом антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов составляет не более десяти рабочих дней. Сроки проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов привлеченной на договорной (контрактной) основе научной организацией, специалистом (экспертом) устанавливаются в соответствии с условиями заключенного договора (контракта).
5.8. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы направляется разработчику проекта муниципального нормативного правового акта, копия заключения остается в уполномоченном органе.
В случае наличия коррупционных факторов проект муниципального нормативного акта должен быть доработан разработчиком в соответствии с заключением.
5.9. В случае возникновения разногласий при согласовании проекта муниципального нормативного правового акта о наличии в нем коррупционных факторов решение данного вопроса возлагается на межведомственный Совет при Главе города Салехарда по противодействию коррупции.

6. Ответственность

6.1. Ответственность за соответствие действующего муниципального нормативного правового акта требованиям, установленным настоящим Порядком, в полном объеме возлагается на руководителей органов местного самоуправления муниципального образования город Салехард, руководителей структурных подразделений органов местного самоуправления муниципального образования город Салехард и муниципальных учреждений, подготовивших проекты данных актов, а также на лиц, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы.
6.2. В случае выявления в результате проведенной антикоррупционной экспертизы коррупционных факторов в тексте принятого муниципального нормативного правового акта информация уполномоченного органа рассматривается рабочей группой по антикоррупционной деятельности Администрации города.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru