Законодательство
Ямало-Ненецкий АО

Ямало-Ненецкий АО

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2009 г. № 349-А

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОКРУЖНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"КУЛЬТУРА ЯМАЛА (2006 - 2010 ГОДЫ)

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и в целях реализации основных направлений государственной политики в сфере культуры на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую окружную целевую программу "Культура Ямала (2006 - 2010 годы)".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Мещерина А.Л.

Вице-губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
В.Н.КАЗАРИН





Утверждена
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 25 июня 2009 г. № 349-А

ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"КУЛЬТУРА ЯМАЛА (2006 - 2010 ГОДЫ)"

Паспорт программы

+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Наименование   ¦окружная целевая программа "Культура Ямала (2006 - 2010  ¦
¦Программы      ¦годы)" (далее - Программа)                               ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Основание      ¦Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года №      ¦
¦для разработки ¦3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о   ¦
¦               ¦культуре";                                               ¦
¦               ¦Федеральный закон от 6 января 1999 года № 7-ФЗ "О        ¦
¦               ¦народных художественных промыслах";                      ¦
¦               ¦Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 126-ФЗ "О    ¦
¦               ¦государственной поддержке кинематографии Российской      ¦
¦               ¦Федерации";                                              ¦
¦               ¦постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого       ¦
¦               ¦автономного округа от 16 марта 2005 года № 1669 "О       ¦
¦               ¦Концепции развития кинематографии Ямало-Ненецкого        ¦
¦               ¦автономного округа до 2010 года";                        ¦
¦               ¦постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного  ¦
¦               ¦округа от 24 января 2006 года № 1-А "О порядке           ¦
¦               ¦разработки, утверждения и реализации окружных целевых    ¦
¦               ¦программ"                                                ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Государственный¦департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного округа  ¦
¦заказчик -     ¦(далее - департамент культуры автономного округа,        ¦
¦координатор    ¦автономный округ)                                        ¦
¦Программы      ¦                                                         ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Государственные¦департамент строительства автономного округа;            ¦
¦заказчики      ¦департамент по развитию агропромышленного комплекса      ¦
¦               ¦автономного округа                                       ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Ответственные  ¦органы местного самоуправления                           ¦
¦за выполнение  ¦                                                         ¦
¦мероприятий    ¦                                                         ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Разработчики   ¦департамент культуры автономного округа                  ¦
¦Программы      ¦                                                         ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Цели и задачи  ¦целями Программы являются:                               ¦
¦Программы      ¦- создание условий для сохранения и развития культуры    ¦
¦               ¦автономного округа как фактора социально-экономического  ¦
¦               ¦развития региона, а также средства эстетического,        ¦
¦               ¦нравственного, патриотического воспитания широких слоев  ¦
¦               ¦населения;                                               ¦
¦               ¦- создание равных возможностей доступа к культурным      ¦
¦               ¦ценностям для населения автономного округа.              ¦
¦               ¦Задачами Программы являются:                             ¦
¦               ¦- сохранение и приумножение культурного наследия         ¦
¦               ¦автономного округа, совершенствование музейной           ¦
¦               ¦деятельности;                                            ¦
¦               ¦- создание качественно новой системы информационно-      ¦
¦               ¦библиотечного обслуживания населения, в том числе и в    ¦
¦               ¦сельской местности, активизация социальной функции       ¦
¦               ¦библиотек;                                               ¦
¦               ¦- расширение многообразия культурной жизни;              ¦
¦               ¦- развитие профессионального искусства и народного       ¦
¦               ¦творчества;                                              ¦
¦               ¦- развитие кинематографии;                               ¦
¦               ¦- развитие кадрового потенциала, обеспечение его         ¦
¦               ¦обновляемости;                                           ¦
¦               ¦- обеспечение пожарной безопасности учреждений           ¦
¦               ¦дополнительного образования культуры и искусства;        ¦
¦               ¦- строительство и реконструкция объектов культуры для    ¦
¦               ¦обеспечения современных условий функционирования         ¦
¦               ¦учреждений культуры автономного округа                   ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Сроки и этапы  ¦2006 - 2010 годы                                         ¦
¦реализации     ¦Программа реализуется в один этап в течение 2006 - 2010  ¦
¦               ¦годов                                                    ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Важнейшие      ¦- число единиц хранения музейного фонда;                 ¦
¦целевые        ¦- доля музейных предметов, занесенных в электронный      ¦
¦индикаторы и   ¦каталог;                                                 ¦
¦показатели по  ¦- количество посещений музеев;                           ¦
¦этапам         ¦- число участников массовых мероприятий;                 ¦
¦реализации     ¦- объем собственных баз данных библиотек автономного     ¦
¦Программы      ¦округа;                                                  ¦
¦               ¦- обновляемость библиотечных фондов;                     ¦
¦               ¦- число зарегистрированных пользователей и посещений;    ¦
¦               ¦- количество участников конкурсных мероприятий,          ¦
¦               ¦проводимых для детей;                                    ¦
¦               ¦- число участников мероприятий, направленных на поддержку¦
¦               ¦традиций ремесленничества;                               ¦
¦               ¦- число клубных формирований;                            ¦
¦               ¦- посещаемость кино- и видеосеансов;                     ¦
¦               ¦- доля работников культуры, повысивших квалификацию;     ¦
¦               ¦- число учреждений дополнительного образования культуры  ¦
¦               ¦и искусства, соответствующих требованиям Управления      ¦
¦               ¦государственного пожарного надзора Главного управления   ¦
¦               ¦МЧС РФ по автономному округу (далее - Госпожнадзор);     ¦
¦               ¦- доля ветхих и аварийных помещений учреждений культуры; ¦
¦               ¦- число реконструированных объектов учреждений культуры; ¦
¦               ¦- число новых объектов                                   ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Основные       ¦данная Программа включает две подпрограммы, направленные ¦
¦направления    ¦на решение конкретных задач в рамках Программы:          ¦
¦реализации     ¦- "Развитие культуры, искусства и кинематографии в       ¦
¦мероприятий    ¦Ямало-Ненецком автономном округе на 2006 - 2010 годы";   ¦
¦               ¦- "Строительство объектов культуры в Ямало-Ненецком      ¦
¦               ¦автономном округе на 2006 - 2010 годы"                   ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Объемы и       ¦всего на реализацию Программы из окружного бюджета       ¦
¦источники      ¦необходимо 654231 тыс. рублей, из них:                   ¦
¦финансирования ¦2006 год - 126104 тыс. рублей,                           ¦
¦               ¦2007 год - 213905 тыс. рублей,                           ¦
¦               ¦2008 год - 15581 тыс. рублей,                            ¦
¦               ¦2009 год - 137651 тыс. рублей,                           ¦
¦               ¦2010 год - 160990 тыс. рублей                            ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Ожидаемые      ¦реализация мероприятий, предусмотренных Программой,      ¦
¦конечные       ¦позволит:                                                ¦
¦результаты     ¦- создать единую систему учета музейных предметов,       ¦
¦реализации и   ¦обеспечить доступ к музейному фонду и его сохранность;   ¦
¦показатели     ¦расширить формы представления музейных предметов,        ¦
¦социально-     ¦социальные функции музейных учреждений;                  ¦
¦экономической  ¦- создать качественно новую систему информационно-       ¦
¦эффективности  ¦библиотечного обслуживания населения Ямало-Ненецкого     ¦
¦               ¦автономного округа, развить систему комплектования       ¦
¦               ¦библиотечных фондов;                                     ¦
¦               ¦- активизировать популяризацию народных ремесел,         ¦
¦               ¦национальных культур, стимулировать и поддерживать       ¦
¦               ¦межнациональное и межрегиональное сотрудничество,        ¦
¦               ¦активизировать гастрольную деятельность;                 ¦
¦               ¦- реализовать Концепцию развития кинематографии Ямало-   ¦
¦               ¦Ненецкого автономного округа до 2010 года;               ¦
¦               ¦- поставить на системную основу мероприятия, направленные¦
¦               ¦на профессиональную подготовку руководителей и           ¦
¦               ¦специалистов учреждений культуры, повысить престиж       ¦
¦               ¦профессии;                                               ¦
¦               ¦- увеличить число учреждений дополнительного образования ¦
¦               ¦культуры и искусства, соответствующих требованиям        ¦
¦               ¦противопожарной безопасности;                            ¦
¦               ¦- осуществить реконструкцию 2 объектов культуры,         ¦
¦               ¦строительство 3 объектов, начало реконструкции 2         ¦
¦               ¦объектов, начало строительства 2 объектов                ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+

I. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа

Создание условий для сохранения и развития культурного потенциала и культурного наследия автономного округа как фактора социально-экономического развития региона, а также средства эстетического, нравственного, патриотического воспитания широких слоев населения - один из приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и автономного округа.
Равные возможности доступа к культурным ценностям, право на участие в культурной жизни закреплены Конституцией Российской Федерации. Достичь этих целей можно посредством систематической комплексной и целевой поддержки развития сферы культуры.
В автономном округе сложилась и действует разветвленная сеть учреждений культуры, включающая библиотеки, музеи, дома культуры, центры досуга, центры национальных культур, центры ремесел, учреждения дополнительного музыкального и художественного образования, кинозалы и киноустановки, кинопрокатные учреждения, прочие учреждения культуры.
Программа "Культура Ямала (2002 - 2005 годы)", обеспеченная стабильным финансированием из средств окружного бюджета, позволила осуществить качественный сдвиг отрасли:
в 16 музеях автономного округа установлена автоматизированная система учета музейных фондов, за два года электронный каталог составил более 17% от общего музейного фонда; более чем в 1,5 раза увеличился совокупный музейный фонд;
в библиотеках автономного округа действуют разнопрофильные центры: правовой информации, краеведческой информации, интеллектуального досуга детей и подростков, семейного чтения, методического обеспечения профилактики наркомании и пр.;
количество комплектов компьютерной техники составляет 197 единиц;
увеличилось число учащихся образовательных учреждений культуры и искусства, получающих стипендию Губернатора автономного округа (45 - в 2002 году, 60 - в 2004 году); почти в три раза увеличилось число учащихся, ставших дипломантами и победителями окружных, всероссийских и международных конкурсов.
Системные меры помогли отчасти возродить отрасль кинообслуживания: для 10 муниципальных образований приобретены видеоустановки, для фильмофонда приобретен 61 фильм с правами публичного показа. В рамках программы был поддержан ряд проектов, направленных на развитие народного любительского творчества и профессионального искусства. Также выделялись средства на укрепление материально-технической базы учреждений культуры.
Вместе с тем все предпринятые меры носят первоэтапный характер и не позволяют произвести кардинальные изменения ни в одной из подотраслей культурной жизни.
Общий объем выделенных финансовых средств за все годы составил 40 млн. руб., что вдвое меньше необходимой потребности (таблица 1). В связи с этим многие программные мероприятия остались нереализованными.

Таблица 1

Объемы финансирования по окружной целевой программе
"Культура Ямала (2002 - 2005 годы)" (в разрезе подпрограмм)

тыс. руб.
+---+----------------------------+------+------+------+------+-----+------+
¦ № ¦ Наименование подпрограммы  ¦Всего ¦ % к  ¦ 2002 ¦ 2003 ¦2004 ¦ 2005 ¦
¦п/п¦                            ¦      ¦ ут-  ¦ год  ¦ год  ¦ год ¦ год  ¦
¦   ¦                            ¦      ¦вержд.¦      ¦      ¦     ¦      ¦
+---+----------------------------+------+------+------+------+-----+------+
¦   ¦                            ¦утв./ ¦      ¦утв./ ¦утв./ ¦утв./¦утв./ ¦
¦   ¦                            ¦ факт ¦      ¦ факт ¦ факт ¦факт ¦ факт ¦
+---+----------------------------+------+------+------+------+-----+------+
¦1. ¦Недвижимые памятники Ямала  ¦ 4470/¦    44¦ 1170/¦ 1250/¦1050/¦ 1000/¦
¦   ¦                            ¦  1960¦      ¦   700¦   360¦  600¦   300¦
+---+----------------------------+------+------+------+------+-----+------+
¦2. ¦Музейный фонд и музеи Ямала ¦10995/¦    65¦ 3460/¦ 3105/¦2220/¦ 2210/¦
¦   ¦                            ¦  7107¦      ¦  1960¦  1670¦ 1162¦  2315¦
+---+----------------------------+------+------+------+------+-----+------+
¦3. ¦Безопасность музейных и     ¦ 4000/¦    19¦ 2000/¦ 200/0¦1000/¦ 800/0¦
¦   ¦библиотечных фондов         ¦   750¦      ¦   500¦      ¦  250¦      ¦
+---+----------------------------+------+------+------+------+-----+------+
¦4. ¦Искусство Ямала             ¦ 6120/¦    45¦ 1380/¦ 1380/¦1380/¦ 1980/¦
¦   ¦                            ¦  2770¦      ¦   650¦   490¦  545¦  1085¦
+---+----------------------------+------+------+------+------+-----+------+
¦5. ¦Библиотеки Ямала            ¦ 6590/¦    99¦ 2420/¦ 1350/¦1445/¦ 1375/¦
¦   ¦                            ¦  6065¦      ¦  2420¦  1760¦  980¦   905¦
+---+----------------------------+------+------+------+------+-----+------+
¦6. ¦Выявление и поддержка       ¦ 3070/¦    77¦  720/¦  750/¦ 800/¦  800/¦
¦   ¦молодых дарований,          ¦  2361¦      ¦   350¦   400¦  561¦  1050¦
¦   ¦культурологическое          ¦      ¦      ¦      ¦      ¦     ¦      ¦
¦   ¦образование                 ¦      ¦      ¦      ¦      ¦     ¦      ¦
+---+----------------------------+------+------+------+------+-----+------+
¦7. ¦Кинопрокат и                ¦ 4800/¦   100¦ 1200/¦ 1350/¦ 900/¦ 1350/¦
¦   ¦кинообслуживание населения  ¦  4810¦      ¦  1200¦  1830¦  630¦  1150¦
¦   ¦Ямала                       ¦      ¦      ¦      ¦      ¦     ¦      ¦
+---+----------------------------+------+------+------+------+-----+------+
¦8. ¦Культурные основы           ¦16457/¦    33¦ 2100/¦ 4628/¦2487/¦ 7242/¦
¦   ¦федерализма, национальной   ¦  5412¦      ¦   630¦  1530¦ 1542¦  1710¦
¦   ¦и региональной политики     ¦      ¦      ¦      ¦      ¦     ¦      ¦
+---+----------------------------+------+------+------+------+-----+------+
¦9. ¦Модернизация материальной   ¦11216/¦    70¦ 2773/¦ 2731/¦3363/¦ 2754/¦
¦   ¦базы, технического и        ¦  7905¦      ¦  1590¦  1660¦ 3430¦  1225¦
¦   ¦технологического оснащения  ¦      ¦      ¦      ¦      ¦     ¦      ¦
¦   ¦организаций культуры и кино ¦      ¦      ¦      ¦      ¦     ¦      ¦
+---+----------------------------+------+------+------+------+-----+------+
¦10.¦Международное культурное    ¦15650/¦     5¦2850/0¦ 3550/¦4600/¦ 4650/¦
¦   ¦сотрудничество              ¦   860¦      ¦      ¦   300¦  300¦   260¦
+---+----------------------------+------+------+------+------+-----+------+
¦   ¦Итого утверждено            ¦83413/¦    48¦20073/¦19934/¦9245/¦24161/¦
¦   ¦Итого фактически            ¦ 40000¦      ¦ 10000¦ 10000¦10000¦ 10000¦
+---+----------------------------+------+------+------+------+-----+------+

К минимуму были сведены мероприятия по подпрограммам "Безопасность музейных и библиотечных фондов" и "Международное культурное сотрудничество". Более чем в три раза были сокращены мероприятия в рамках подпрограммы "Культурные основы федерализма, национальной и региональной политики", более чем в два раза - в рамках подпрограммы "Искусство Ямала".
Большая часть программных мероприятий была реализована в муниципальных образованиях в автономном округе за счет средств, передаваемых в муниципальные бюджеты в виде субвенций, составивших более 60% общего объема выделенных средств (таблица 2).

Таблица 2

Распределение объема финансирования
окружной целевой программы "Культура Ямала
(2002 - 2005 годы)" (в разрезе получателей средств)

(тыс. рублей)
+-----+------------------------+--------+--------+--------+--------+------+
¦№ п/п¦   Получатель средств   ¦2002 год¦2003 год¦2004 год¦2005 год¦Всего ¦
+-----+------------------------+--------+--------+--------+--------+------+
¦1.   ¦Государственный заказчик¦    4778¦    3620¦    3913¦    3600¦ 15911¦
+-----+------------------------+--------+--------+--------+--------+------+
¦2.   ¦Салехард                ¦     540¦     460¦     210¦     635¦  1845¦
+-----+------------------------+--------+--------+--------+--------+------+
¦3.   ¦Лабытнанги              ¦     441¦     340¦     265¦     390¦  1436¦
+-----+------------------------+--------+--------+--------+--------+------+
¦4.   ¦Надым и Надымский район ¦     457¦     470¦     730¦     680¦  2337¦
+-----+------------------------+--------+--------+--------+--------+------+
¦5.   ¦Новый Уренгой           ¦     205¦     760¦     687¦     460¦  2112¦
+-----+------------------------+--------+--------+--------+--------+------+
¦6.   ¦Ноябрьск                ¦     185¦     590¦     720¦     930¦  2425¦
+-----+------------------------+--------+--------+--------+--------+------+
¦7.   ¦Муравленко              ¦     470¦     400¦     785¦     410¦  2065¦
+-----+------------------------+--------+--------+--------+--------+------+
¦8.   ¦Губкинский              ¦     245¦     560¦     790¦     400¦  1995¦
+-----+------------------------+--------+--------+--------+--------+------+
¦9.   ¦Красноселькупский район ¦    1028¦     290¦     295¦     395¦  2008¦
+-----+------------------------+--------+--------+--------+--------+------+
¦10.  ¦Приуральский район      ¦     650¦     520¦     380¦     670¦  2220¦
+-----+------------------------+--------+--------+--------+--------+------+
¦11.  ¦Пуровский район         ¦     222¦     450¦     335¦     590¦  1597¦
+-----+------------------------+--------+--------+--------+--------+------+
¦12.  ¦Тазовский район         ¦     168¦     480¦     170¦     360¦  1178¦
+-----+------------------------+--------+--------+--------+--------+------+
¦13.  ¦Шурышкарский район      ¦     308¦     630¦     485¦     300¦  1723¦
+-----+------------------------+--------+--------+--------+--------+------+
¦14.  ¦Ямальский район         ¦     303¦     430¦     235¦     180¦  1148¦
+-----+------------------------+--------+--------+--------+--------+------+
¦     ¦Итого                   ¦   10000¦   10000¦   10000¦   10000¦ 40000¦
+-----+------------------------+--------+--------+--------+--------+------+

При ежегодной корректировке мероприятий программы значительное число культурных проектов финансировалось на конкурсной основе, что позволило поддерживать наиболее значимые, перспективные и инновационные проекты.
Несмотря на произошедшие качественные сдвиги, проблемы в развитии культуры сохраняются по всем подотраслям.
В начальной стадии находится формирование региональной системы учета музейных фондов с использованием специальных программных продуктов. Наибольшее отставание приходится на сельские музеи, имеющие слабую материально-техническую базу. Из общего числа компьютеров, установленных в музеях округа, 47% приходится на государственное учреждение "Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С.Шемановского", 39% - на городские музеи и лишь 14% - на сельские. Более 50% компьютеров, имеющихся в муниципальных музеях, нуждаются в модернизации. Остро ощущается недостаток другого оборудования (сканеров, цифровых фотоаппаратов), позволяющего сохранять визуальную фиксацию музейного предмета. Новые технические возможности хранения и экспонирования музейных предметов, новые технологии создания экспозиций, современные формы взаимодействия музея с посетителем недоступны абсолютному большинству муниципальных музеев. Задача программы - создать условия для внедрения технических и творческих инноваций, повысить образовательный и культурный уровень посетителей.
Похожие задачи стоят и перед библиотечными учреждениями. В рамках реализации программы "Культура Ямала (2002 - 2005 годы)" были сделаны первые шаги по развитию библиотек как информационных, культурных, образовательных центров. На базе муниципальных библиотек созданы разнопрофильные центры, деятельность которых ориентирована на различные социальные группы населения. Эта работа должна быть поддержана и продолжена в рамках следующей программы.
Внедрение информационных технологий в деятельность библиотек - одна из наиболее острых проблем и важных задач для этих учреждений. На 1 января 2005 года в библиотеках округа было установлено 194 персональных компьютера, однако 167 из них находятся в городских библиотеках. Сельские библиотеки не могут обеспечить своим читателям такие же возможности доступа к информации, как городские.
Катастрофической является ситуация с комплектованием библиотечных фондов. За 2004 год новые поступления литературы в библиотеки округа составили 0,6% от совокупного книжного фонда, что является недопустимо низким показателем. Сохранение тенденции приведет к физическому и моральному устареванию фонда библиотек, снижению их востребованности читателями.
Значительное место в обеспечении многообразия культурной жизни отводится клубам как наиболее массовым и демократичным учреждениям, реально обеспечивающим всем категориям населения доступность к культурному досугу, особенно в сельской местности. Общими проблемами досуговых учреждений являются недостаток творческой инициативы, слабая конкурентоспособность с коммерческими учреждениями массового досуга, средствами массовой информации, насаждающими зачастую культ жестокости, сексуальной распущенности, героизации криминала.
В автономном округе, как и в целом по России, в начале 90-х годов прошлого века была полностью разрушена система кинопоказа, в результате чего к 2000 году публичный показ фильмов в автономном округе практически не осуществлялся. Первые шаги по исправлению сложившейся ситуации были сделаны в ходе реализации программы "Культура Ямала (2002 - 2005 годы)". Но, даже несмотря на это, лишь четвертая часть досуговых учреждений округа имеет оборудование, необходимое для публичного показа фильмов.
Основным ресурсом, обеспечивающим развитие отрасли, являются кадры. Низкая заработная плата, отсутствие социального жилья, значительная отдаленность многих населенных пунктов, отсутствие возможности продолжать образование - причины текучести и отсутствия молодых кадров в отрасли. Мизерные бюджеты муниципальных учреждений не дают возможности своевременно повышать квалификацию специалистов, участвовать в творческом обмене, приобретать методическую и репертуарную литературу.
Одной из наиболее острых проблем, находящихся в центре внимания органов управления культуры, является обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений отрасли. Департаментом культуры автономного округа ежегодно совместно с Главным управлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации по автономному округу проводится коллегия, на которой подробно освещается данный вопрос. Основными причинами недостаточного выполнения требований органов пожарной безопасности являются неудовлетворительное состояние зданий объектов культуры (ветхие сгораемые здания), отсутствие средств для выполнения предписаний, имеющих капитальный характер. Несоответствие данной категории учреждений требованиям противопожарной безопасности для многих из них делает невозможным получение лицензии на право осуществления образовательной деятельности. По состоянию на 1 января 2006 года лишь 53% школ дополнительного образования в области культуры и искусства смогли получить лицензию и соответствуют требованиям противопожарной безопасности. 43% учреждений культуры в сельской местности имеют износ более 75%, абсолютное большинство - в деревянном исполнении, постройки 60 - 70 годов прошлого века. Ремонтные работы в учреждениях культуры производятся, как правило, по остаточному принципу, что к настоящему времени привело их к неудовлетворительному состоянию.
Большинство учреждений закрыто органами государственного пожарного надзора, число предписаний растет из года в год. Вместе с тем в небольших поселках эти объекты - единственный очаг культуры, место проведения досуга детей, подростков, молодежи, работающего населения, пенсионеров. В такой ситуации переоценить роль клуба или библиотеки как средства эстетического, нравственного, патриотического воспитания трудно. Задача органов исполнительной власти автономного округа - обеспечить право каждого гражданина на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (статья 44 Конституции Российской Федерации). Ориентированная на улучшение качества жизни населения политика государства требует соответствующего качества организации досуга.
В период с 2001 по 2004 годы из средств консолидированного бюджета на строительство объектов культуры и кинематографии было выделено 1073 млн. руб. С 2000 года по 2004 год в автономном округе сданы в эксплуатацию 14 новых или реконструированных помещений для учреждений культуры, в том числе клубов - 4, библиотек - 2, музейных учреждений - 3, школ художественного образования - 4, прочих учреждений культуры - 1.
Вместе с тем темпы обновления зданий учреждений культуры катастрофически отстают от темпов их старения. Наиболее остро стоит проблема в Ямальском, Шурышкарском, Пуровском районах. Многие учреждения культуры имеют 100-процентный износ, находятся в аварийном состоянии, не подлежат реконструкции.
Как показывает опыт работы, эффективно решать проблемы развития отрасли можно программно-целевым методом, позволяющим поддерживать наиболее перспективные направления работы. При этом следует отметить, что основной акцент в данной программе сделан на финансирование взаимоувязанных социально-культурных проектов, ориентированных на достижение определенной цели, предусматривающих систему взаимосвязанных действий и имеющих временные рамки. Помимо этого, существенным образом может изменить ситуацию включение в окружную целевую программу "Культура Ямала (2006 - 2010 годы)" подпрограммы, предусматривающей строительство новых объектов культуры и реконструкцию уже существующих.
Программа станет комплексным и стратегическим документом развития отрасли в целом для всех муниципальных образований, организаций и учреждений культуры.
Культура обладает значительным нравственно-воспитательным потенциалом. Средствами культуры осуществляются сегодня профилактика наркомании, безнадзорности и беспризорности, правонарушений среди детей и молодежи, социализация пенсионеров и людей преклонного возраста. Все подотрасли культуры активно участвуют в патриотическом воспитании граждан. Именно культура занимает сегодня ведущее место в сохранении духовности и народных традиций коренных малочисленных народов автономного округа и значительное место в сохранении их материальных истоков. Только средствами культуры возможно представление автономного округа как самостоятельного субъекта Российской Федерации, имеющего национально-культурную самобытность и историю.
Отсутствие системной и комплексной поддержки, которую может обеспечить целевая программа, приведет к утрате этого потенциала, снизит востребованность учреждений культуры и искусства, что в отсроченной перспективе, в свою очередь, приведет к негативным социальным последствиям, проявляющимся в снижении уровня общественной нравственности и культуры.

II. Основные цели и задачи Программы

Цели, решение которых будет обеспечено реализацией Программы:
создание условий для сохранения и развития культуры автономного округа как фактора социально-экономического развития региона, а также средства эстетического, нравственного, патриотического воспитания широких слоев населения;
создание равных возможностей доступа к культурным ценностям для населения автономного округа.
Достижение целей будет обеспечено решением следующих задач:
1) сохранение и приумножение культурного наследия автономного округа, совершенствование музейной деятельности;
2) создание качественно новой системы информационно-библиотечного обслуживания населения, в том числе и в сельской местности, активизация социальной функции библиотек;
3) расширение многообразия культурной жизни, развитие профессионального искусства и народного творчества;
4) развитие кинематографии;
5) развитие кадрового потенциала, обеспечение его обновляемости;
6) обеспечение пожарной безопасности учреждений дополнительного образования культуры и искусства;
7) строительство и реконструкция объектов культуры для обеспечения современных условий функционирования учреждений культуры автономного округа.
Сроки реализации Программы: 2006 - 2010 годы.
Программа реализуется в один этап в течение 2006 - 2010 годов.
Система показателей и индикаторов, увязанная с тактическими задачами, решаемыми Программой, представлена в таблице 3.

Таблица 3

Система показателей и индикаторов,
увязанная с тактическими задачами,
решаемыми окружной целевой программой
"Культура Ямала (2006 - 2010 годы)"

+-----------------+------------------+-----+-------+----+----+----+----+----+
¦   Тактические   ¦   Показатель/    ¦Весо-¦Базовое¦2006¦2007¦2008¦2009¦2010¦
¦     задачи      ¦    индикатор     ¦ вое ¦ зна-  ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦
¦                 ¦                  ¦зна- ¦ чение ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
¦                 ¦                  ¦чение¦ 2004/ ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
¦                 ¦                  ¦пока-¦ 2005  ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
¦                 ¦                  ¦зате-¦ годы  ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
¦                 ¦                  ¦ ля  ¦       ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
+-----------------+------------------+-----+-------+----+----+----+----+----+
¦        Подпрограмма "Развитие культуры, искусства и кинематографии        ¦
¦          в Ямало-Ненецком автономном округе на 2006 - 2010 годы"          ¦
+-----------------+------------------+-----+-------+----+----+----+----+----+
¦1. Сохранение и  ¦1.1. Число единиц ¦ 0,1 ¦51/157 ¦163 ¦169 ¦175 ¦184 ¦187 ¦
¦приумножение     ¦хранения музейного¦     ¦       ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
¦культурного      ¦фонда (тыс. ед.)  ¦     ¦       ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
¦наследия         ¦1.2. Доля музейных¦0,05 ¦ 17/25 ¦ 33 ¦ 41 ¦ 49 ¦ 56 ¦ 67 ¦
¦автономного      ¦предметов,        ¦     ¦       ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦

]]>
+---+-----------------------------+------+------+------+----+------+------+
¦5. ¦Музей освоения Севера        ¦  6944¦  6944¦      ¦    ¦      ¦      ¦
+---+-----------------------------+------+------+------+----+------+------+
¦6. ¦Реконструкция Молодежного    ¦ 17909¦  8802¦  9107¦    ¦      ¦      ¦
¦   ¦центра "Факел"               ¦      ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦
+---+-----------------------------+------+------+------+----+------+------+
¦   ¦Итого                        ¦ 24853¦ 15746¦  9107¦   0¦     0¦     0¦
+---+-----------------------------+------+------+------+----+------+------+
¦Ямальский район                                                          ¦
+---+-----------------------------+------+------+------+----+------+------+
¦7. ¦Центр национальных культур   ¦263990¦      ¦      ¦    ¦125000¦138990¦
¦   ¦с музейно-библиотечным       ¦      ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦
¦   ¦комплексом и архивом, с.     ¦      ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦
¦   ¦Яр-Сале Ямальского района, в ¦      ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦
¦   ¦том числе проектно-          ¦      ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦
¦   ¦изыскательские работы        ¦      ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦
+---+-----------------------------+------+------+------+----+------+------+
¦   ¦Итого                        ¦263990¦     0¦     0¦   0¦125000¦138990¦
+---+-----------------------------+------+------+------+----+------+------+
¦Красноселькупский район                                                  ¦
+---+-----------------------------+------+------+------+----+------+------+
¦8. ¦Проектно-изыскательские      ¦  9044¦  5000¦      ¦    ¦  4044¦      ¦
¦   ¦работы по объекту "Культурно-¦      ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦
¦   ¦спортивный комплекс, пос.    ¦      ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦
¦   ¦Красноселькуп                ¦      ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦
¦   ¦Красноселькупского района"   ¦      ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦
+---+-----------------------------+------+------+------+----+------+------+
¦   ¦Итого                        ¦  9044¦  5000¦     0¦   0¦  4044¦     0¦
+---+-----------------------------+------+------+------+----+------+------+
¦Пуровский район                                                          ¦
+---+-----------------------------+------+------+------+----+------+------+
¦9. ¦"Детская школа искусств,     ¦  1000¦  1000¦      ¦    ¦      ¦      ¦
¦   ¦г. Тарко-Сале"               ¦      ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦
+---+-----------------------------+------+------+------+----+------+------+
¦   ¦Итого                        ¦  1000¦  1000¦     0¦   0¦     0¦     0¦
+---+-----------------------------+------+------+------+----+------+------+
¦   ¦Всего по Подпрограмме:       ¦574629¦107939¦197075¦1581¦129044¦138990¦
+---+-----------------------------+------+------+------+----+------+------+





Приложение № 3
к окружной целевой программе
"Культура Ямала (2006 - 2010 годы)"

МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОКРУЖНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"КУЛЬТУРА ЯМАЛА (2006 - 2010 ГОДЫ)"

Оценка эффективности программы будет производиться ежегодно на основе использования системы целевых показателей и индикаторов с целью уточнения задач и мероприятий Программы.
Оценка эффективности Программы будет производиться путем сравнения текущих значений целевых показателей с установленными Программой прогнозируемыми значениями на 2008 - 2010 годы.
Для оценки эффективности Программы используются 16 целевых показателей, увязанных с соответствующими тактическими задачами:
сохранение и приумножение культурного наследия автономного округа, совершенствование музейной деятельности;
создание качественно новой системы информационно-библиотечного обслуживания населения, в том числе и в сельской местности, активизация социальной функции библиотек;
расширение многообразия культурной жизни, развитие профессионального искусства и народного творчества;
развитие кинематографии;
развитие кадрового потенциала, обеспечение его обновляемости;
обеспечение пожарной безопасности учреждений дополнительного образования культуры и искусства;
строительство и реконструкция объектов культуры для обеспечения современных условий функционирования учреждений культуры автономного округа.

I. Число единиц хранения музейного фонда (тыс. ед.)

1. Исходные данные.
При расчете значения целевого показателя применяются данные о числе предметов основного фонда и числе предметов вспомогательного фонда.
Источник - форма государственной и отраслевой статистической отчетности 8-НК "Сведения о деятельности музея", утвержденная постановлением Росстата от 20 июня 2006 года № 22 "Об утверждении статистического инструментария для организации Роскультурой статистического наблюдения за деятельностью музеев" (далее - форма статистической отчетности 8-НК).
2. Алгоритм расчета значений целевого показателя.
Значение целевого показателя определяется как сумма предметов основного и вспомогательного фондов музеев автономного округа.

II. Доля музейных предметов,
занесенных в электронный каталог (%)

1. Исходные данные.
При расчете значения целевого показателя применяются данные о числе предметов, занесенных в электронный каталог, числе предметов основного фонда музеев автономного округа и числе предметов вспомогательного фонда музеев автономного округа.
Источник - форма статистической отчетности 8-НК.
2. Алгоритм расчета значений целевого показателя.
Значение целевого показателя определяется как отношение музейных предметов, занесенных в электронный каталог, к музейному фонду:

               № эл. кат.
    ПЭ = ----------------------- x 100%, где
         № основ. ф. + № всп. ф.

ПЭ - показатель эффективности;
№ эл. кат. - число музейных предметов, занесенных в электронный каталог;
№ основ. ф. - число музейных предметов основного фонда;
№ всп. ф. - число музейных предметов вспомогательного фонда.

III. Количество посещений музеев (тыс. чел.)

Исходные данные.
При расчете значения целевого показателя применяются данные государственной и отраслевой статистической отчетности о количестве посещений музеев автономного округа.
Источник - форма статистической отчетности 8-НК.

IV. Число участников массовых мероприятий (тыс. чел.)

Исходные данные.
При расчете значения целевого показателя применяются данные государственной и отраслевой статистической отчетности о числе участников массовых мероприятий в музеях автономного округа.
Источник - форма статистической отчетности 8-НК.

V. Объем собственных баз данных
библиотек автономного округа (тыс. записей)

Исходные данные.
При расчете значения целевого показателя применяются данные государственной и отраслевой статистической отчетности об объеме собственных баз данных общедоступных библиотек автономного округа.
Источник - форма государственной и отраслевой статистической отчетности 6-НК "Сведения об общедоступной (публичной) библиотеке", утвержденная постановлением Росстата от 11 июля 2005 года № 43 "Об утверждении статистического инструментария для организации Роскультурой статистического наблюдения за деятельностью организаций культуры, искусства и кинематографии" (далее - форма статистической отчетности 6-НК).

VI. Обновляемость библиотечных фондов (тыс. экз.)

Исходные данные.
При расчете значения целевого показателя применяются данные государственной и отраслевой статистической отчетности о числе экземпляров печатных изданий, поступивших в фонды в отчетном году.
Источник - форма статистической отчетности 6-НК.

VII. Число зарегистрированных пользователей
и посещений (тыс. чел.)

Исходные данные.
При расчете значения целевого показателя применяются данные государственной и отраслевой статистической отчетности о числе зарегистрированных пользователей в отчетном году.
Источник - форма статистической отчетности 6-НК.

VIII. Количество участников конкурсных мероприятий,
проводимых для детей (чел.)

Исходные данные.
При расчете значения целевого показателя применяются данные о количестве участников конкурсных мероприятий в сфере народного творчества в отчетном году.
Источник - текстовые отчеты государственных учреждений и органов управления культуры муниципальных образований в автономном округе.

IX. Число участников мероприятий, направленных
на поддержку традиций ремесленничества (тыс. чел.)

Исходные данные.
При расчете значения целевого показателя применяются данные о количестве участников мероприятий, направленных на популяризацию традиций ремесленничества.
Источник - текстовые отчеты государственных учреждений и органов управления культуры муниципальных образований в автономном округе.

X. Число клубных формирований (ед.)

Исходные данные.
При расчете значения целевого показателя применяются данные государственной и отраслевой статистической отчетности о числе клубных формирований в учреждениях культурно-досугового типа автономного округа.
Источник - форма государственной и отраслевой статистической отчетности 7-НК "Сведения об учреждении культурно-досугового типа", утвержденная постановлением Росстата от 11 июля 2005 года № 43 "Об утверждении статистического инструментария для организации Роскультурой статистического наблюдения за деятельностью организаций культуры, искусства и кинематографии".

XI. Посещаемость кино- и видеосеансов (тыс. чел.)

1. Исходные данные.
При расчете значения целевого показателя применяются данные государственной и отраслевой статистической отчетности о количестве посещений киносеансов и данные о количестве посещений видеосеансов.
Источник - форма государственной и отраслевой статистической отчетности К-2рик "Сведения о наличии и эксплуатации киноустановок", утвержденная постановлением Росстата от 11 июля 2005 года № 43 "Об утверждении статистического инструментария для организации Роскультурой статистического наблюдения за деятельностью организаций культуры, искусства и кинематографии", и текстовые отчеты государственных учреждений и органов управления культуры муниципальных образований в автономном округе.
2. Алгоритм расчета значений целевого показателя.
Значение целевого показателя определяется как сумма числа посещений киносеансов и числа посещений видеосеансов:

    ПЭ = №  + № , где
          к    в

    ПЭ - показатель эффективности;
    №  - число посещений киносеансов;
     к
    №  - число посещений видеосеансов.
     в

XII. Доля работников культуры, повысивших квалификацию (%)

1. Исходные данные.
При расчете значения целевого показателя применяются данные о количестве работников культуры, повысивших квалификацию в отчетном году, и данные государственной и отраслевой статистической отчетности о среднесписочной численности работников отрасли.
Источник - текстовые отчеты государственных учреждений и органов управления культуры муниципальных образований автономного округа и форма государственной и отраслевой статистической отчетности Труд-облкульт, утвержденная приказом Минкультуры России от 9 сентября 1998 года № 466 "О вводе в действие для отчета за 1998 год отраслевых государственных годовых форм статистического наблюдения за заработной платой и численностью работников по видам деятельности (формы № № труд-театр, труд-ВУЗ, труд-райкульт, труд-облкульт, труд-прочие)".
2. Алгоритм расчета значений целевого показателя.
Значение целевого показателя определяется как отношение числа работников культуры, повысивших квалификацию, к общему числу работников отрасли:

                           № повыш. квал.
                      ПЭ = -------------- x 100%, где
                               № всего

ПЭ - показатель эффективности;
№ повыш. квал. - число работников культуры, повысивших квалификацию;
№ всего - общее число работников отрасли.

XIII. Число учреждений дополнительного образования культуры
и искусства, соответствующих требованиям Госпожнадзора (ед.)

Исходные данные.
При расчете значения целевого показателя применяются данные о количестве учреждений дополнительного образования культуры и искусства, соответствующих требованиям Госпожнадзора.
Источник - текстовые отчеты государственных учреждений и органов управления культуры муниципальных образований в автономном округе.

XIV. Доля ветхих и аварийных помещений
учреждений культуры (%)

1. Исходные данные.
При расчете значения целевого показателя применяются данные о материально-техническом состоянии объектов культуры за отчетный период.
Источник - ежегодные отчеты государственных учреждений и органов управления культуры муниципальных образований в автономном округе.
2. Алгоритм расчета значений целевого показателя.
Значение целевого показателя определяется как отношение числа объектов культуры, имеющих износ более 85%, к общему числу объектов:

                      № с износом 85% и более
                 ПЭ = ----------------------- x 100%, где
                      № общее число объектов

ПЭ - показатель эффективности;
№ с износом 85% и более - число объектов культуры, имеющих износ более 85%;
№ общее число объектов - общее число объектов культуры.

XV. Число реконструированных объектов
учреждений культуры (ед.)

Исходные данные.
При расчете значения целевого показателя применяются данные о числе реконструированных объектов учреждений культуры в отчетном году.
Источник - ежегодные отчеты департамента строительства автономного округа.

XVI. Число новых объектов (ед.)

Исходные данные.
При расчете значения целевого показателя применяются данные о числе новых объектов, введенных в эксплуатацию в отчетном году.
Источник - ежегодные отчеты департамента строительства автономного округа.
Эффективность реализации Программы оценивается как степень фактического достижения целевых показателей по формуле:

                      1        2        n
                     I        I        I
                      факт.    факт.    факт.
                  
   ------ + ------ + ------
                      1         2         n
                     I         I         I
                      утв.      утв.      утв.
                 Е = ------------------------ x 100%, где
                                 k

    Е - эффективность реализации Программы (процентов);
     n
    I      - фактический целевой показатель, достигнутый в ходе реализации;
     факт.
     n
    I     - прогнозируемый целевой показатель, утвержденный Программой;
     утв.
    k - количество целевых показателей.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru