Законодательство
Ямало-Ненецкий АО

Ямало-Ненецкий АО

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2009 г. № 605-А

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
СИСТЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2010 - 2012 ГОДЫ"

В целях реализации Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2008 года № 121-ЗАО "О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа", дальнейшего совершенствования систем прогнозирования и стратегического планирования Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие системы прогнозирования и стратегического планирования социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2010 - 2012 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Кима А.М.

Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Ю.В.НЕЕЛОВ





Утверждена
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 11 ноября 2009 г. № 605-А

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2010 - 2012 ГОДЫ"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

┌───────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┐
│Наименование   │департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа │
│субъекта       │(далее - Департамент)                                    │
│бюджетного     │                                                         │
│планирования   │                                                         │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Наименование   │ведомственная целевая программа "Развитие системы        │
│Программы      │прогнозирования и стратегического планирования социально-│
│               │экономического развития Ямало-Ненецкого автономного      │
│               │округа на 2010 - 2012 годы" (далее - Программа)          │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Цели и задачи  │цель:                                                    │
│               │создание условия для повышения точности прогнозирования, │
│               │качества и обоснованности стратегического планирования   │
│               │социально-экономических процессов на территории Ямало-   │
│               │Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ). │
│               │Задачи:                                                  │
│               │- разработка и корректировка документов стратегического  │
│               │планирования автономного округа;                         │
│               │- разработка системы программ, планов и проектов, законов│
│               │и нормативных правовых актов, необходимых для реализации │
│               │комплексной программы развития социально-экономического  │
│               │развития автономного округа;                             │
│               │- совершенствование технической, информационной,         │
│               │методической и кадровой поддержки процесса               │
│               │стратегического планирования                             │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Целевые        │количество макроэкономических показателей с точностью    │
│индикаторы и   │прогнозирования более 20 процентов                       │
│показатели     │                                                         │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Характеристика │1. Разработка законов и нормативных правовых актов,      │
│программных    │необходимых в процессе стратегического планирования и    │
│мероприятий    │исполнения стратегических документов.                    │
│               │2. Выполнение научно-исследовательских работ по:         │
│               │- основным тематическим разделам стратегии социально-    │
│               │экономического развития автономного округа в целях       │
│               │подготовки прогнозов и выработки стратегических          │
│               │приоритетов;                                             │
│               │- корректировке стратегии социально-экономического       │
│               │развития автономного округа;                             │
│               │- разработке комплексной программы социально-            │
│               │экономического развития автономного округа.              │
│               │3. Формирование и поддержка баз данных и аппаратно-      │
│               │программных средств, необходимых для мониторинга и       │
│               │прогнозирования социально-экономического развития        │
│               │автономного округа.                                      │
│               │4. Изготовление и распространение типографской, видео- и │
│               │иной продукции об автономном округе и стратегических     │
│               │документах автономного округа.                           │
│               │5. Организация и участие в форумах, семинарах и          │
│               │конференциях, посвященных стратегическому планированию.  │
│               │6. Организационное, ресурсное и кадровое обеспечение
│               │деятельности по стратегическому планированию             │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Сроки          │2010 - 2012 годы                                         │
│реализации     │                                                         │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Объемы         │                                                         │
│финансирования,│                                                         │
│всего,         │95000,0 тыс. рублей                                      │
│в том числе:   │                                                         │
│- текущая      │                                                         │
│деятельность:  │27000,0 тыс. рублей                                      │
│- НИОКР:       │68000,0 тыс. рублей                                      │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Перечень       │1. Формирование комплекса стратегических документов,     │
│показателей,   │предусмотренных законодательством автономного округа.    │
│характеризующих│2. Количество макроэкономических показателей с точностью │
│результаты     │прогнозирования более 20 процентов - 10 ед.              │
│реализации     │В результате реализации Программы будут исполнены        │
│Программы.     │основные положения Закона автономного округа от 25       │
│Ожидаемые      │декабря 2008 года № 121-ЗАО "О прогнозировании,          │
│конечные       │стратегическом и программном планировании социально-     │
│результаты     │экономического развития Ямало-Ненецкого автономного      │
│реализации     │округа", начнет действовать целостная система            │
│Программы      │стратегического планирования, позволяющая более          │
│               │эффективно использовать государственные ресурсы на       │
│               │развитие автономного округа и повышение благосостояния   │
│               │населения автономного округа                             │
└───────────────┴─────────────────────────────────────────────────────────┘

I. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа

В 2009 году Указом Президента Российской Федерации была создана правовая основа стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации, представляющая собой систему концептуальных положений по формированию основных направлений внешней и внутренней политики государства.
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, сформировавшая систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Таким образом, с учетом утвержденной Правительством Российской Федерации 17 ноября 2008 года Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года была образована комплексная система стратегических целей и приоритетов Российской Федерации, подлежащая реализации на всей территории России федеральными и региональными органами государственной власти.
Система стратегического планирования предполагает формирование способов и средств достижения стратегических целей устойчивого развития, в связи с чем возникла необходимость создания на территории автономного округа полноценной системы стратегического планирования и механизмов реализации установленных стратегических целей и приоритетов. Система стратегического планирования в автономном округе начала создаваться в 2008 году, когда был принят основополагающий Закон автономного округа от 25 декабря 2008 года № 121-ЗАО "О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - Закон № 121-ЗАО). В этом же году постановлением Государственной Думы автономного округа от 14 ноября 2008 года № 1541 утверждена Стратегия социально-экономического развития автономного округа до 2020 года и постановлением Администрации автономного округа от 18 июня 2009 года № 343-А утверждена Схема территориального планирования автономного округа.
Законом № 121-ЗАО установлены основы стратегического планирования в автономном округе, система отношений и стратегических документов, посредством принятия и исполнения которых реализуются стратегические цели развития автономного округа. Создание полноценной, действующей системы стратегического планирования в автономном округе направлено на формирование долгосрочных решений и позволит:
- обеспечить стабильность в обществе;
- укрепить государственную и общественную безопасность;
- улучшить качество жизни населения;
- устойчиво развиваться экономике автономного округа;
- повысить конкурентоспособность региона.
Действующие в настоящее время в автономном округе методики прогнозирования основных макроэкономических показателей социально-экономического развития автономного округа в целях разработки проекта окружного бюджета путем индексирования и экспертных оценок не дают необходимой точности расчетов. Также недостаточно автоматизирована база данных статистических показателей, необходимая для анализа социально-экономических процессов, что затрудняет аналитическую работу.
Высокий уровень стратегического планирования на среднесрочную и долгосрочную перспективу требует внесения ежегодных корректировок в основные стратегические документы. Кроме этого, учитывая масштабность и значимость регионального стратегического пакета документов, требуется надлежащий уровень их проработки с участием научно-исследовательских институтов.
Поэтому органам власти и местного самоуправления автономного округа предстоит сформировать полноценную систему постоянного мониторинга и прогноза социально-экономического развития автономного округа, позволяющего своевременно отслеживать изменения, происходящие в мире и России, гибко и своевременно реагировать на новые вызовы времени путем внесения корректировок в стратегические документы автономного округа и последующей концентрации ресурсов на решении проблем в экономике и социальной сфере.
Создание полноценной действующей системы стратегического планирования потребует:
- создание программно-аппаратных комплексов по мониторингу и прогнозу событий в социально-экономической жизни региона с учетом событий в России и мире;
- подготовку высококвалифицированных кадров в органах государственной власти автономного округа и муниципальных образований;
- подготовку нормативно-правовой базы по формированию и исполнению стратегических документов, контроля и ответственности за их исполнение;
- привлечение научно-исследовательских институтов, экспертных организаций для формирования прогнозов и приоритетов.
Решение данных проблем на настоящем этапе наиболее эффективно может быть осуществлено в рамках ведомственной целевой программы.

II. Цели и задачи Программы

Создание целостной системы стратегического управления социально-экономическим развитием автономного округа позволит повысить качество среднесрочного и долгосрочного прогнозирования и соответственно качество, своевременность и оперативность принимаемых исполнительными органами государственной власти управленческих решений, обеспечить эффективность выполнения поставленных стратегических целей и тактических задач на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Поэтому целью Программы является создание условий для повышения точности прогнозирования, качества и обоснованности стратегического планирования социально-экономических процессов на территории автономного округа.
Задачи Программы:
1. Разработка и корректировка документов стратегического планирования автономного округа. В рамках данной задачи Департаменту необходимо осуществить:
- разработку долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов по основным тематическим разделам стратегии социально-экономического развития автономного округа;
- корректировку стратегии социально-экономического развития автономного округа, в т.ч. системы стратегических целей и важнейших направлений (приоритетов) социально-экономической политики органов государственной власти автономного округа;
- разработку комплексной программы социально-экономического развития автономного округа.
2. Разработка системы программ, планов и проектов, законов и нормативных правовых актов, необходимых для реализации комплексной программы развития социально-экономического развития автономного округа.
Действующая правовая база автономного округа в сфере стратегического планирования ограничивается принятым Законом № 121-ЗАО и несколькими нормативными правовыми актами. В то же время для полноценного включения в процесс всех субъектов стратегического планирования, сбора и обработки информации необходима разработка регламентов, устанавливающих соответствующие механизмы и сроки. Кроме того, реализация стратегических целей должна происходить посредством принятия документов, обязательных для исполнения и обеспечивающих выделение необходимых ресурсов.
После разработки комплексной программы социально-экономического развития автономного округа необходимо будет привести в соответствие с установленными в ней приоритетами действующие и проектируемые к разработке программы проекты и планы, формируемые в органах власти автономного округа и местного самоуправления, обеспечить ресурсное наполнение программных мероприятий.
3. Совершенствование технической, информационной, методической и кадровой поддержки процесса стратегического планирования.
Достижение стратегических целей в немалой степени будет зависеть от достоверности расчетов основных макроэкономических показателей, таких как валовой региональный продукт, индекс промышленного производства, объем инвестиции в основной капитал и другие показатели. Показатели используются для оценки общей эффективности функционирования экономики и, следовательно, для определения достигнутого успеха и состоятельности мер экономической политики, проводимой в регионе. В то же время методик прогнозирования данных показателей нет. Статистические данные поступают с опозданием в 2 года. Решение данной задачи потребует создание электронных баз данных статистики, совершенствование методики мониторинга социально-экономического развития автономного округа, а также привлечение к работе научных центров для разработки методик, повышение уровня квалификации специалистов, осуществляющих работу по стратегическому планированию в автономном округе.

III. Описание ожидаемых результатов реализации Программы

Основным критерием оценки эффективности выполнения Программы является качественная подготовка документов по стратегическому планированию социально-экономического развития.
Эффективная реализация поставленных задач позволит сформировать качественный пакет стратегических документов социально-экономического развития региона, позволяющий оценить основные проблемы эффективности функционирования региональной экономики, социальной сферы, инфраструктуры и демографии, своевременно вносить необходимые изменения в принятые стратегические документы, уточнять ключевые риски и конкурентные преимущества социально-экономического развития автономного округа.
В результате Программа позволит создать целостную систему стратегического управления социально-экономическим развитием автономного округа, позволяющую более эффективно использовать государственные ресурсы на развитие автономного округа и повышение благосостояния населения.
Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в таблице 1.

Таблица 1

┌───────────────────────────────────┬───────┬────────┬────────────────────┐
│  Основные показатели реализации   │Единица│Удельный│  Плановый период   │
│             Программы             │ изме- │ вес, % ├──────┬──────┬──────┤
│                                   │ рения │        │ 2010 │ 2011 │ 2012 │
│                                   │       │        │ год  │ год  │ год  │
├───────────────────────────────────┼───────┼────────┼──────┼──────┼──────┤
│Степень выполнения годовых         │       │        │      │      │      │
│прогнозов, в том числе:            │       │        │      │      │      │
├───────────────────────────────────┼───────┼────────┼──────┼──────┼──────┤
│Индекс промышленного производства  │   %   │  0,30  │  85  │  90  │  95  │
├───────────────────────────────────┼───────┼────────┼──────┼──────┼──────┤
│Объем инвестиций (в основной       │   %   │  0,30  │  85  │  90  │  95  │
│капитал) за счет всех источников   │       │        │      │      │      │
│финансирования                     │       │        │      │      │      │
├───────────────────────────────────┼───────┼────────┼──────┼──────┼──────┤
│Среднегодовой индекс               │   %   │  0,20  │  85  │  90  │  95  │
│потребительских цен                │       │        │      │      │      │
├───────────────────────────────────┼───────┼────────┼──────┼──────┼──────┤
│Денежные доходы населения          │   %   │  0,20  │  85  │  90  │  95  │
└───────────────────────────────────┴───────┴────────┴──────┴──────┴──────┘

IV. Перечень и описание программных мероприятий

1. Разработка законов и нормативных правовых актов, необходимых в процессе стратегического планирования и исполнения стратегических документов.
Одним из основных мероприятий Программы, способствующих развитию системы прогнозирования и стратегического планирования, является разработка и совершенствование правовой базы автономного округа в сфере стратегического планирования. Развитие правовой базы будет осуществляться на протяжении всего периода реализации Программы и направлено на создание условий для качественного и своевременного составления стратегических документов.
Важным звеном в реализации стратегических приоритетов автономного округа будет являться их бюджетная обеспеченность, в связи с чем планируется участвовать в реализуемой Министерством финансов Российской Федерации Программе реформирования региональных финансов субъектов Российской Федерации.
2. Выполнение научно-исследовательских работ. Предусматривается несколько направлений научно-исследовательских работ.
2.1. Выполнение научно-исследовательских работ по основным тематическим разделам стратегии социально-экономического развития автономного округа в целях подготовки прогнозов и выработки стратегических приоритетов. Законом № 121-ЗАО предусмотрено 28 основных тематических разделов, в то же время их перечень может быть расширен при необходимости.
В целях формирования стратегических планов необходимо осуществить разработку долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов по основным тематическим разделам стратегии социально-экономического развития автономного округа в разрезе муниципальных образований в автономном округе.
2.2. Выполнение научно-исследовательских работ по корректировке стратегии социально-экономического развития автономного округа, в т.ч. системы стратегических целей и важнейших направлений (приоритетов) социально-экономической политики органов государственной власти автономного округа, будет производиться с учетом полученных результатов по прогнозам развития ситуации по основным тематическим разделам стратегии.
Стратегия формируется для законодательного закрепления долгосрочных, качественно определенных и обоснованных направлений развития автономного округа, системы стратегических целей и важнейших направлений (приоритетов) социально-экономической политики органов государственной власти автономного округа по обеспечению социально-экономического развития автономного округа в долгосрочном периоде и решению проблем экономики и социальной сферы автономного округа. Стратегия способствует консолидации государственных, муниципальных, общественных и частных ресурсов, усилий и инициатив по развитию автономного округа.
Корректировка Стратегии социально-экономического развития автономного округа на период до 2020 года с учетом последних изменений в общественно-политической и экономической сферах позволит более качественно подготовить Программу социально-экономического развития автономного округа до 2020 года.
2.3. Выполнение научно-исследовательских работ по разработке комплексной программы социально-экономического развития автономного округа. Формирование программы будет осуществляться на основании скорректированной стратегии на период до 2020 года.
Комплексная программа социально-экономического развития автономного округа представляет собой систему стратегических целей и показателей эффективности деятельности органов государственной власти автономного округа по обеспечению социально-экономического развития автономного округа, задач, которые должны быть решены для достижения закрепленных в стратегии целей, а также перечень мероприятий, направленных на решение указанных задач, представляющий собой систему программ, проектов и планов, подлежащих реализации.
3. Формирование и поддержка баз данных и аппаратно-программных средств, необходимых для мониторинга и прогнозирования социально-экономического развития автономного округа.
Учитывая, что прогнозирование социально-экономических процессов требует анализа большого количества данных, требуется создание автоматизированных систем для хранения и эффективного использования их в процессе стратегического планирования и прогнозирования. Планируется на базе современного программно-аппаратного комплекса создать систему сбора показателей социально-экономического процесса и их последующего анализа.
4. Изготовление и распространение типографской, видео- и иной продукции об автономном округе и стратегических документах автономного округа.
Реализация мероприятия направлена на информационное обеспечение деятельности органов власти автономного округа по стратегическому планированию, подготовку и издание документов стратегического планирования, книг, брошюр и другой типографской и видеопродукции о стратегических планах по развитию автономного округа.
5. Организация и участие в форумах, семинарах и конференциях, посвященных стратегическому планированию.
В целях повышения информированности органов власти автономного округа о методах и результатах стратегического планирования в регионе и Российской Федерации, изменениях в федеральном законодательстве и его применении планируется участие органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в форумах, семинарах и конференциях, посвященных стратегическому планированию.
6. Организационное, ресурсное и кадровое обеспечение деятельности по стратегическому планированию.
В целях повышения эффективности деятельности по стратегическому планированию необходимо повышение квалификации сотрудников, обучение их новейшим технологиям, развитие технической базы по подготовке информационных и презентационных материалов.
Реализация мероприятия будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Перечень программных мероприятий приведен в таблице 1.

Таблица 1

тыс. руб.
┌────┬────────────────────────────────────┬───────┬───────┬───────┬───────┐
│ №  │     Наименование программного      │ 2010  │ 2011  │ 2012  │ Всего │
│п/п │            мероприятия             │       │       │       │       │
├────┼────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│1.  │Разработка законов и нормативных    │       │       │       │       │
│    │правовых актов, необходимых в       │       │       │       │       │
│    │процессе стратегического            │5000,0 │ 500,0 │ 500,0 │6000,0 │
│    │планирования и исполнения           │       │       │       │       │
│    │стратегических документов           │       │       │       │       │
├────┼────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│2.  │Выполнение научно-исследовательских │       │       │       │       │
│    │работ:                              │38000,0│15000,0│15000,0│68000,0│
│    │в том числе:                        │       │       │       │       │
├────┼────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│2.1.│по основным тематическим разделам   │       │       │       │       │
│    │стратегии социально-экономического  │       │       │       │       │
│    │развития автономного округа в целях │38000,0│       │       │38000,0│
│    │подготовки прогнозов и выработки    │       │       │       │       │
│    │стратегических приоритетов          │       │       │       │       │
├────┼────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│2.2.│по корректировке стратегии          │       │       │       │       │
│    │социально-экономического развития   │       │15000,0│       │15000,0│
│    │автономного округа                  │       │       │       │       │
├────┼────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│2.3.│по разработке комплексной программы │       │       │       │       │
│    │социально-экономического развития   │       │       │15000,0│15000,0│
│    │автономного округа                  │       │       │       │       │
├────┼────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│3.  │Формирование и поддержка баз данных │       │       │       │       │
│    │и аппаратно-программных средств,    │       │       │       │       │
│    │необходимых для мониторинга и       │5000,0 │5000,0 │5000,0 │15000,0│
│    │прогнозирования социально-          │       │       │       │       │
│    │экономического развития автономного │       │       │       │       │
│    │округа                              │       │       │       │       │
├────┼────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│4.  │Изготовление и распространение      │       │       │       │       │
│    │типографской, видео- и иной         │       │       │       │       │
│    │продукции об автономном округе и    │1000,0 │1000,0 │1000,0 │3000,0 │
│    │стратегических документах           │       │       │       │       │
│    │автономного округа                  │       │       │       │       │
├────┼────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│5.  │Организация и участие в форумах,    │       │       │       │       │
│    │семинарах и конференциях,           │ 500,0 │ 500,0 │ 500,0 │1500,0 │
│    │посвященных стратегическому         │       │       │       │       │
│    │планированию                        │       │       │       │       │
├────┼────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│6.  │Организационное, информационное,    │       │       │       │       │
│    │ресурсное и кадровое обеспечение    │ 500,0 │ 500,0 │ 500,0 │1500,0 │
│    │деятельности по стратегическому     │       │       │       │       │
│    │планированию                        │       │       │       │       │
├────┼────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│    │Итого                               │50000,0│22500,0│22500,0│95000,0│
└────┴────────────────────────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┘

V. Срок реализации Программы

Срок реализации Программы - 3 года, с 2010 года по 2012 год.

VI. Перечень имущества, приобретаемого в рамках Программы

В рамках Программы за счет средств окружного бюджета будут осуществляться научно-исследовательские работы, приобретаться программное обеспечение и аппаратные средства, подлежащие оформлению в государственную собственность автономного округа.

VII. Оценка эффективности расходования бюджетных средств

Оценка эффективности расходования бюджетных средств будет осуществляться по следующим показателям:
1) формирование полного комплекса стратегических документов, предусмотренных законодательством;
2) количество макроэкономических показателей с точностью прогнозирования более 20 процентов.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru